Трифонова Наталья ВладимировнаУчитель математики и информатики, МОУ "СОШ № 43 г. Белгорода"
«Применениетехнологии развития критического мышления на уроках математики»
Являюсь участником портала «Сеть творческих учителей»Участие в конкурсе «Кенгуру»
Участие во Всероссийской заочной научно-практической конференции. Публикация статьи.
Проблема:не умение детей проводить аналогии, классифицировать и обобщать.низкий уровень коммуникативных способностей.низкий уровень творческой и самостоятельной активности.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ:способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;облегчает понимание различных «взглядов на мир»;позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИОбеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯТехнологию развития критического мышления предложили в середине 90-годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос:Как учить мыслить?А.П. Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯЭтап «Вызов» (актуализация субъектного опыта)Этап «Осмысление»Этап «Чтение с пометками»Этап «Рефлексия»Этап «Домашнее задание»
Приемы развития критического мышленияТаблица «З-Х-У»
Приемы развития критического мышленияОсмысление полученной информацииГрафический организатор – кластер («гроздь»)
Рекомендации по работе с гроздьямиОцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.Озвучьте свои «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту веточку поярче.
Виды пометок при работе с текстом это я знаю; + новая информация; - информация, противоречащая моим знаниям; ? информация требует пояснения; ! это интересно.
Приемы развития критического мышления Двойной дневник
Приемы развития критического мышленияСинквейн 1 строка-1 существительное (тема) 2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
ЧТО ДАЕТ УЧАЩИМСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯповышается ответственность за качество собственного образования;развиваются навыки работы с текстами любого типа;развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми
Результативность опыта включает в себя: самосовершенствование личности; развитие творческих способностей; умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; Сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
ОГРАНИЧЕНИЯучитель часто уменьшает долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом;учитель должен принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные; подготовка специального содержания текстов.
Технология развития критического мышления
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Имитационная игра
Моделирование
Рефлексия
Спасибо за сотрудничество! Желаю успехов!