«Использование приемов технологии - Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо (РКМЧП) как средства формирования коммуникативной компетентности» Маслова В. Е. учитель биологии МБОУ – СОШ № 11 Шиловского гарнизона Новосибирского района Новосибирской области
Цели современной школы Развитие у учащихся: самостоятельности и способности к самоорганизации; умения отстаивать свои права; высокого уровня культуры; готовности к сотрудничеству, способности к созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Основным результатом деятельности современного образования должны статьтрадиционные система знаний, умений и навыков, формирование основных ключевых компетентностей в коммуникативной, языковой, интеллектуальной и прочих сферах.
Основа моей работыкомпетентностный подход, то есть развитие у учеников такой междисциплинарной коммуникативной компетентности, благодаря которой мой будущий выпускник будет социально мобилен, адаптирован к требованиям современного общества.
Критическое мышление Это открытое мышление не принимающие догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Аспекты технологии ФилософскийТехнологическийМетодический
Базовая модель ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ
р к м ч п
Работа на уроке
Прием «Зигзаг» – АЖУРНАЯ ПИЛА
Прием Кластеры (гроздь) происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.«Грозди» - графический прием систематизации материала
Прием «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» ВЫЯСНИТЕ, ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЭТИМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ, В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ. ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ЗАПИШИТЕОЗОНОВАЯ ДЫРА – КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ – РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ
Прием «Перепутанные логические цепочки» Отстрел животныхСокращение численности видов растенийУстановка дымоуловителей на заводские трубыСбор лекарственных травКислотные дождиСокращение численности видов животныхВыращивание лекарственных растений в садах и огородахПроизводство химических веществУвеличесние численности животныхЗагрязнение атмосферыУвеличение количества растнийЗаповедники и заказники
Водоемы и побережья были обработаны ядохимикатом ДДТКошки сократили численность крысЯщерицы поедали отравленных тараканов, сами становились малоподвижнымиКошки, поедая малоподвижных яшериц, перестали охотиться на крысОпасность эпидемии чумы была устраненаКрысы распространяюь блох – переносчиков чумыВ джунгли самолетами на парашутах был сброшен десант здоровых кошек На Филиппинах стало много комаров, заражающих человека чумойРасплодились крысыОт ДДТ погибли комары, тараканы стали малоподвижными
Прием Синквейнстихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выраженияхСлово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1 строка- 1 существительное, (заданная тема) 2 строка- 2 прилагательных 3 строка-3 глагола, характеризующее действие 4 строка - фраза из 4 слов 5 строка - Повторение сути, синоним одного из слов
СинквейнУчитель Добрый,душевныйЛюбящий, ищущий, думающийМного идей- мало времениПризвание
СРЕДА ОБИТАНИЯБЛАГОПРИЯТНАЯ, НЕБЛАГОПРЯТНАЯПОДДЕРЖИВАЕТ, ОБЕРЕГАЕТ, КОРМИТКАЖДЫЙ ОРГАНИЗМ ЖИВЕТ В СВОИХ УСЛОВИЯХДОМПРИСПОСОБЛЕНИЯПОЛЕЗНЫЕ ВАЖНЫЕЗАЩИЩАЮТ, ВЫРУЧАЮТ, КОРМЯТОНИ НЕОБХОДИМЫ КАЖДОМУ ОРГАНИЗМУАДАПТАЦИИ
Прием «Тонкие» и «толстые вопросы».Составте 3-4 тонких и толстых вопроса, занесите их в таблицу, затем поработайте с вопросами в парах, в микрогруппе и выберите наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Корзина идей1. Задается прямой вопрос о том , что известно по той или иной проблеме.2. Ученик записывает все что знает в тетради ( 1- 2 мин.) работа индивидуальная3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время 3 минуты. 4. Далее каждая группа или пара называет одно сведение или факт , при этом не повторяя ранее сказанного5. Все сведения записываются учителем в «корзинке» даже если они ошибочны.6. Все ошибки исправляются по мере повторения или освоения новой информации.
Корзина идей
ФИШБОУН - РЫБА
ПРИЕМ “ДРЕВО ЗНАНИЙ”Трудные вопросы вопросы полегче самые простые
Дерево предсказаний «ствол дерева – это тема;«листочки» - прогнозы;«веточки»–аргументы.
результаты
Оценка коммникативного контроля в общении
МЕРОПРИЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Литература1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998. 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. 3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004. 4. Интернет ресурсы
МАСЛОВА ВЕРА ЕВГЕНЬЕВНАУчитель биологии МБОУ - СОШ № 11 Шиловского гарнизона Новосибирского района Новосибирской областиЭл.почта [email protected]Телефон 8-913-906-81758-923-237-78-66
Спасибо за внимание !