Использование деятельностного подхода на открытых уроках по математике 2011-2012 уч. год РМО учителей математики и информатики Щербакова Т.П.
Жан Пиаже
Признание своего незнания , а не программные знания – вот ключ к обучению действием. Рег Реванс
Уровни обучения
Уровни обучения
Спираль развития компетентности
Дэвид Колб
Пирамида обучения
Цель школьного образованияВместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика 1)самостоятельно ставить учебные цели,2) проектировать пути их реализации, 3)контролировать и 4)оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Два подхода к обучению Педагогический – Ученик должен выучить определенный учебный материал Психологический – Ученик должен научиться осуществлять деятельность
Принципы деятельностного подходаДеятельность преподавателя заключается в проектировании, организации и управлении учебной деятельностью, а не в «передаче» знаний.Усваивать знания можно, только оперируя ими
Моделирование обучаемого Работа по определениюцелей , содержания обучения, разработке систем контроля
Моделирование обучаемого- наши знания об обучаемом Первоначальная модель - знания о том, каков обучаемый есть в настоящий момент;Текущая модель - знания о том, каким мы хотим видеть обучаемого на определенном этапе обучения;Нормативная модель - это знания о том, каким мы можем увидеть обучаемого в ходе обучения.
Модель ошибок В ходе учебной деятельности обучаемые могут ошибаться .Модель ошибок проектируется заранее.Работа преподавателя по определению возможных ошибок обучаемых.
Предметная модель обучаемого Разработка предметной модели - начало внедрения деятельностного подхода.
Методики, ориентированные на действияметодика дидактических задач методика изучения частного случаяметодика направляющего текста
Методика дидактических задач Информация. Формирование цели и дидактических задач.Планирование. Возникает информационный дефицит.Принятие решения. Планируется дальнейший ход действий для решения дидактической задачи. Выполнение. Воплощение запланированного в конкретные действия. Контроль. Этап контроля решения.Оценка. Оценка решения дидактической задачи.
Методика изучения частного случая Постановка проблемы. Цель : уметь видеть и осознавать проблемы.Информация. Цель : уметь находить информацию.Исследование(планирование).Цель:поиск различных возможностей действия.Принятие решения. Цель: выбрать одну из найденных возможностей действия. Дискуссия.Цель:защитить перед классом свое решение.Сверка с оригинальным решением. Цель: сравнение с оригинальным решением. Оценка.
Методиканаправляющего текста Знакомство с поставленной задачей. Учитель поясняет, как работать с информационными и направляющими текстами.Теоретическая работа. Учащиеся начинают работать с теорией. Анализ теоретической работы. Педагог проверяет достаточную базу знаний для выполнения практической деятельности.Планирование. Учащиеся планируют свои шаги по решению задачи. Педагог консультирует.Исполнение и контроль. Выполнение учащимися практической деятельности. Оценка и заключение. Оценивание через самооценку.
Модель обучения
Компоненты овладения знаниями Восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);запоминание (создание образа);самооценка.
Деятельностный подход на урокеПозиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.Учебное действие – действие по созданию образа.Образ – слово, рисунок, схема, план.Оценочное действие – я умею! У меня получится!Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Интерактивный урокпо принципам Колба1. Мотивация и объявление новой темы — 10 % времени от общей длительности урока;2. Закрепление (повторение) пройденного — 20 % времени от общей длительности урока;3. Изучение нового материала — 50 % времени от общей длительности урока;4. Оценивание — 10 % времени от общей длительности урока;5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) — 10 % времени от общей длительности урока.
Технология деятельностного подхода 1) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Постановка проблемы. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.
Реализация деятельностногоподхода в обучении математике посредством учебных задач Уравнения и неравенства с параметрами (Котцова О.В., 10А класс)Разложение многочленов на множители способом группировки (Фофанова Е.А., 7А класс)Преобразование рациональных выражений (Щербакова Т.П., 7Б класс)Программное обеспечение (Комарова М.В., 7А класс)
Декада математикии информатикиМеждународный конкурс-игра «Кенгуру» 10 лет