Инклюзивное образование
Инклюзивное образование (включенное образование) – процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Школам необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей, включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или недостатки. Именно в этой связи возникла концепция инклюзивной школы. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними, т.е. важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка).
Для нас понятие «инклюзивное образование» во многом является новым, пока концепция инклюзивного образования («школы для всех») вызывает сомнения и опасения. В настоящее время родители детей с особенностями развития не хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особых потребностей их детей и, соответственно, неадекватной реакции на особые потребности, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д
Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса.
Учителя, зачастую, в замешательстве оттого, что им нужно будет учить ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения, они признаются, что не знают, как организовать его обучение и, вообще, «что с ним делать»; при этом пока нет методических и учебных пособий и т.д.
И в этом смысле инклюзивное образование – образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей, учатся учитывать взаимные особенности.
Для детей с особыми образовательными потребностями должны быть созданы следующие основные условия:регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса; специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями "особых", так и обычных детей; материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.); адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий; необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми.
“Уже с 2011 года в России должна быть запущена госпрограмма “Доступная среда”. Руководитель правительства подчеркнул, что одним из ключевых приоритетов этой государственной программы является помощь школьникам с ограниченными возможностями. Премьер констатировал, что в настоящее время только около 2% отечественных школ имеют необходимые бытовые условия и оборудование, позволяющие обучать детей-инвалидов. “Мы намерены коренным образом изменить эту ситуацию, чтобы к 2016 году уже 20% российских школ должны предоставлять нормальные условия для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их сверстников”, – указал Путин.
Дети должны учиться вместе!