Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: Ценность человека не зависит от его способностей и достиженийКаждый человек способен чувствовать и думатьКаждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышаннымВсе люди нуждаются друг в другеПодлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношенийВсе люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесниковДля всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могутРазнообразие усиливает все стороны жизни человека
Включение – это не интеграция: Включение – это больше, чем интеграцияДети учатся вместе в обычной школеСпециалисты приходят помогать детямОбычные школы изменяютсяВнимание на возможности и сильные стороны ребенкаМолодые люди воспринимают человеческие различия как обычныеМолодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизньюВзгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
Основные принципы инклюзии
Инклюзивные сообщества: Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллективаУченика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии:Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику Всесторонне планируйте инклюзию В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школыВключайте родителей Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)Неверные представления об инклюзии:Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать Фокусирование не на целях, а на действиях Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенкаПредставление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Существующие барьеры:Архитектурная недоступность школ Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки Неготовность общества к принятию инвалидовЗаконодательные ресурсы:Конституция Российской Федерации Закон Российской Федерации «Об образовании»Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция ООН о правах ребенкаКонвенции ООН о правах инвалидов.Саламанская декларация
Правила инклюзивной школы:Все ученики равны в школьном сообществе Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей Планируется и проводится эффективное обучение Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстниковПрограмма и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика Семьи активно участвуют в жизни школы Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности Принципы формирования индивидуальной программы обучения:Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью) Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения Составлена с целью повышения успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если: он достаточно гибок, ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы он уважает индивидуальные различия он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии: У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика Появляются возможности для обобщения и передачи навыков Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков Существуют процедуры оценки эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Инклюзивные сообщества включают: Изменение взглядов в целом: "Разнообразие включает каждого"Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения - чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминаетсяВозможность для каждого быть успешнымСоциальные изменения: Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта Действие отличается от убеждений и теории!