ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» ВЫПОЛНИЛКривоплясов А.А.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС Как сохранить и улучшить здоровье детей и подростков в режиме школьного дня?
Стратегическая цель Создание условий для укрепления, сохранения и компенсации здоровья учащихся через адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям школьников и путем введения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, диагностики уровня актуального развития.
Задачи программы Скоординировать деятельность учреждений и организаций села по охране физического и психического здоровья детей; разработать научно-методическое сопровождение;
Задачи программы (продолжение) подготовить кадры в системе сохранения здоровья учащихся;разработать нормативно-правовое обеспечение;укрепить материально-техническую базу.
Принципы образовательного процесса - Принцип природосообразности – в процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные задатки ребенка. - Принцип личностного подхода – признание индивидуальности каждого ребенка. - Принцип гуманности – создание в школе условий для сохранения, укрепления и коррекции здоровья, развитие такой ценности как сохранение и развитие жизни на земле. - Принцип культуросообразности – максимальное использование культуры той среды, в которой находится школа;- Принцип непрерывности – постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности.
Принципы образовательного процесса - Принцип реальности – развитие у школьников таких качеств личности, которые позволят им адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни. - Принцип научности – развитие у школьников современного научного мировоззрения (от здорового духа к здоровому телу) через постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, повышение профессиональной компетентности.- Принцип достаточности – все хорошо в меру.
Основные направления деятельности по реализации программы - Учебно-воспитательное (режим учебного процесса). - Диагностическое. - Профилактическое. - Коррекционное. - Информационно-просветительское. - Научно-методическое и исследовательское. - Координационное.
Учебно-воспитательное направление. Ввести валеологически целесообразный режим учебных занятий.Ввести в школьный курс предмет «Валеология».Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Диагностическое направление. Разработать программу диагностики здоровья и физического развития детей. Своевременно выявлять факторы риска для здоровья и развития детей. Разработать мероприятия по их устранению.Осуществлять медико-психолого-педагогический мониторинг при зачислении детей в школу.Выявить детей из групп социального риска. Проводить социальную реабилитацию детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Профилактическое и коррекционное направление. Проведение мониторинга санитарного состояния учебных помещений.Контроль за организацией питания (улучшение качества питания, дополнительная витаминизация).Плановое проведение медосмотров педагогов и учащихся.
Информационно-просветительское направление. Использовать различные формы пропаганды здорового образа жизни (беседы, лекции, семинары, тренинги, викторины) с привлечением специалистов ЦРБ, ФАПа и психологов.Создание банка материалов «За здоровый образ жизни».
Научно-методическое, исследовательское направление Внедрение достижений в области экологии, медицины, психологии в практику учебно-воспитательного процесса.Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации ЗОЖ.Выявление здоровьесберегающего потенциал школьного урока.Развитие исследовательской деятельности по вопросам ЗОЖ.
Координационное направление Разработать программу совместных действий на территории села по охране физического и психического здоровья детей. Определить степень участия и ответственности каждого участника программы.Разработать и реализовать систему мер по организации адресной помощи больным и дезадаптированным детям.
Реализация программы «Здоровье»Образовательный процесс. Цель: создание в образовательной среде реабилитационно-оздоровительного и просветительского пространства.Задачи:- соблюдать гигиенические требования режима образовательного процесса;- Расширять психолого-педагогических знания.- Использовать творческий подход к образовательному процессу;- Вести санитарно-просветительскую работу.
Реализация программы «Здоровье»Физкультурно-оздоровительное направление. Цель: увеличение двигательной активности учащихся, сохранение их физического здоровья.Задачи:Повышение качества проведения уроков физкультуры;Вовлечение учащихся во внеклассную оздоровительную деятельность.
Реализация программы «Здоровье»Взаимодействие с лечебными учреждениями. Цель: привлечение медработников к лечебно-профилактической работе с учащимися.Задачи:Получить информацию квалифицированных специалистов о состоянии здоровья школьников;Совершенствовать систему питания в школе.
Реализация программы «Здоровье»Противоэпидемиологические мероприятия по профилактике гриппа и ОРЗ. Цель: Предупреждение и снижение распространения вирусных инфекций в образовательном учреждении.Задачи:Соблюдать температурный и гигиенический режим помещения;Снижать риск распространения инфекционных заболеваний.
Реализация программы «Здоровье»Предупреждение заболеваемости и инвалидности обучающихся. Цель: проведение мероприятий направленных на предупреждение заболеваемости и инвалидности обучающихся.Задачи:- Соблюдать гигиенические требования к условиям обучения школьников.
Реализация программы «Здоровье»Работа с родителями. Цель: Просвещение родителей в области оздоровительной работы с детьми.Задачи:Подготовить методические рекомендации для родителей по вопросам ЗОЖ;Проводить тематические родительские собрания и индивидуальные консультации.
Реализация программы «Здоровье»Работа с педагогическими кадрами. Цель: повышение уровня знаний педагогов в области здоровьесберегающих технологий.Задачи:- Создание валеологического и психологического сопровождения учебного процесса;- Создание условий для повышения уровня образования педагогов в области здоровьесберегающих технологий.
Реализация программы «Здоровье»Совместная деятельность школы и социума. Цель: Вовлечение учреждений и организаций села в формирование ЗОЖ детей.Задачи:- Сохранять и формировать здоровьесберегающие культурные традиции семьи и села;
Схема взаимодействия персонала и управление им в аспекте реализации программы «Здоровье»
Сроки реализации программы. Программа разработана на 2008-2013гг.Подготовительный этап – 2008-2009гг.Основной этап – 2010-2012гг.Завершающий этап 2013гг.
Ресурсы. Кадровые;Информационные ;Программно-методические;
Материальная база учреждения Спортивный залМедицинский кабинетКабинет психологаСпортивная площадка на улицеТеннисный и борцовский залы (филиал Пономаревской ДЮСШ)
Материальная база учреждения(укрепление). Развитие тепличного хозяйства и пришкольного участкаОбеспечение учебных кабинетов школьной мебелью в соответствии с САНПиНОснащение УМК по тематике, создание тематических уголковОзеленение школьной территории
Критерии эффективности и результаты программы
Ожидаемые результаты Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьниками через овладение ЗОЖУлучшение санитарно-гигиенических условий в школеПозитивная динамика результатов обученности за счет сохранения количества уроков, пропущенных по болезни
Ожидаемые результаты (продолжение) Повышение уровня психологической комфортности в системе «ученик – учитель»Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенкаСоздание единого здоровьесберегающего пространства «детский сад – школа – спортивный комплекс – учреждение культуры».
Риски и пути их предупреждения В связи с реструктуризацией есть риск закрытия школы, потому данная программа дает возможность выстраивания стратегии выживания.Риск есть в том, что часть педагогов по окончании проекта вернется к старым методам преподавания, поэтому много работы предстоит в области мотивации;В связи с тем, что школа пополняется детьми из других сел, есть риск увеличения детей, имеющих нарушения здоровья в хронической форме поэтому необходимо наличие вариативного модуля программы;
«Здоровье также заразительно, как и болезнь» Р.Роллан