МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии Платон Обоснование идеализма
Платон Обоснование идеализма Корни платоновского идеализма Сократ: «Познай самого себя» Пифагорейцы: числа как первоначала бытия Онтология, гносеология и аксиология Платона Мир вещей и мир идей Психологические предпосылки идеализма Концепция эйдоса и обоснование идеализма Концепция эйдоса Эйдос как гипостазированная универсалия Эйдос как умопостигаемая сущность Вечность (бессмертие) души Эйдос как идеальный прообраз чувственных вещей Обоснование идеализма Онтологическая аргументация Гносеологическая аргументация Критика сенсуализма Познание как припоминание Аксиологическая аргументация
Платон Обоснование идеализма
Платон Обоснование идеализма Апология Сократа Менон Федон Пир Государство Теэтет Парменид Тимей
Корни платоновского идеализмаСократ и пифагорейцы
Корни платоновского идеализмаСократ Познай самого себя Надпись на стенехрама Аполлона в Дельфах,традиционно приписываемаяодному из «семи мудрецов»древности.
Корни платоновского идеализмаСократ Сократ <…> представляет собоюне только в высшей степениважную фигуру в истории философиии, может быть, самую интереснуюв древней философии, а также ивсемирно-историческую личность.Ибо главный поворотный пункт духа,обращение его к самому себе,воплотился в нёмв форме философской мысли.
Корни платоновского идеализмаСократ Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя») Определение понятий как способ постижения сущности вещей Сократический метод: майевтика (повивальное искусство) Добродетель как знание блага
Корни платоновского идеализмаСократ
Корни платоновского идеализма Сократ
Корни платоновского идеализмаПифагорейцы
Корни платоновского идеализмаПифагорейцы Числа как первоначала Мировая гармония Метемпсихоз (переселение душ)
Онтология ПлатонаМир вещей и мир идей Мир вещей Мир идей Гераклитов мирвечного становления Парменидов мирнеизменного бытия
Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма Относительная самостоятельность идеального образа,проявляющаяся в нашей способности представлятьи мыслить объект в его отсутствие, видоизменяяего в мысли соответственно нашим целям.
Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Эйдос как гипостазированная универсалияОнтологическое обоснование идеализма Универсалии(лат. universalis, общий) –слова (термины), обозначающиевсё то, что может сказыватьсяо единичных вещах(их свойства, отношения). Гипостазирование(греч. υπόστσις, сущность) –наделение самостоятельнымсуществованиемабстрактных сущностей(признаков, классов).
Эйдос как гипостазированная универсалияОнтологическое обоснование идеализма
Эйдос как гипостазированная универсалияОнтологическое обоснование идеализма
Эйдос как гипостазированная универсалияОнтологическое обоснование идеализма Всё это и значит,что общее(идеи)обладаетонтологическимприоритетомсравнительнос чувственновоспринимаемыми(материальными)единичнымивещами.
Эйдос как гипостазированная универсалияОнтологическое обоснование идеализма Идеализм –философское учение,утверждающееонтологическийприоритет(первичность)идеальногопо отношению кматериальному. Материализм –философское учение,утверждающееонтологическийприоритет(первичность)материальногопо отношению кидеальному.
Эйдос как умопостигаемая сущностьГносеологическое обоснование идеализма Белый снег можно видеть,тепло воды – восприниматьпосредством осязания, но белизну как таковую,теплоту как таковуювоспринять чувствами нельзя – идеи белизны и теплотыможно только мыслить. Но откуда и какпоявляются у насэти мысли?
Гносеологическое обоснование идеализмаКритика сенсуализма Математическое знание, как илюбое знание общего, невозможнони получить из единичныхчувственных восприятий,ни обосновать с их помощью.
Эйдос как умопостигаемая сущностьГносеологическое обоснование идеализма Так обстоит дело потому, что действительнымиобъектами этого знания являютсяне чувственно воспринимаемые вещи,а умопостигаемые сущности.
Эйдос как умопостигаемая сущностьГносеологическое обоснование идеализма
Эйдос как умопостигаемая сущностьЗнание как припоминание Настоящее (т.е. достоверное)знание есть знание общего(о единичном можно иметьлишь мнение). Общее знание нельзя получитьиз единичных «знаний», посколькуполная индукция невозможна(исключая тривиальные случаи), а неполная индукцияпозволяет делать лишьвероятностные выводы. Так как чувствами воспринимаютсялишь единичные вещи, настоящеезнание не может основыватьсяна чувственном восприятии.
Эйдос как умопостигаемая сущностьЗнание как припоминание Поскольку умопостигаемыесущности (идеи) не данычувственному восприятиюнепосредственно и не могут быть полученыиз него опосредованно –путём вывода, остаётся допустить, чтомы знаем их до всякогочувственного восприятия, т.е. ещёдо рождения.
Эйдос как умопостигаемая сущностьЗнание как припоминание и бессмертие души Но тогда и носительэтого знания – душа –должна была существоватьдо рождения нашего тела и, значит,будет существоватьи после его смерти. А если какие-то идеи намнеизвестны, то это лишьпотому, что они забыты. С этой точки зрения,всякое познание идейесть не что иное, какприпоминание.
Эйдос как умопостигаемая сущностьГносеологическое обоснование идеализма
Эйдос как умопостигаемая сущностьГносеологическое обоснование идеализма Поскольку,таким образом,знание идейпредшествуетзнанию вещей(а не наоборот),то и объектытакого знания,т.е. идеи, должныпредшествоватьобъектамчувственноговосприятия,т.е. вещам.
Признак – это всё то, чем предметысходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга. Существенныйпризнакнеобходимо,при всехусловиях,принадлежитпредмету, выражаяего кореннуюприроду;без негоданныйпредметсуществоватьне может(или неможет бытьсамим собой). Несущественный признакможет принадлежать, а при некоторых условияхможет и не принадлежать данному предмету. Собственныйпризнакприсущвсем предметамданного класса,но не входитв числосущественныхпризнаков,а тольковыводитсяиз них. Несобственный признакне может быть выведениз существенного признака,хотя и может быть присущвсем предметам данного класса. Неотделимыйнесобственныйпризнак не выводится изсущественногопризнака,но присущвсем предметамданного класса. Отделимыйнесобственныйпризнак не выводится изсущественногопризнака иприсущ тольконекоторымпредметамданного класса.
Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма
Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма
Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Лебедь белый в том смысле,что неверно,что этот лебедь не белый(хотя белизна, вообще говоря,не является неотделимымпризнаком лебедя).
Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Облако белое в том смысле,что неверно,что это облако не белое(является ли белизнанеотделимым признакомоблака, пусть решают другие).
Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Облако белое в том смысле,что неверно,что это облако не белое(является ли белизнанеотделимым признакомоблака, пусть решают другие). День тёплый для осени, но,по сравнению с летним днём,он не такой уж тёплый;день тёплый для Москвы,но для уроженца Каираон совсем не тёплый.
Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Облако белое в том смысле,что неверно,что это облако не белое(является ли белизнанеотделимым признакомоблака, пусть решают другие). Вода тёплая для осени,но, по сравнению с летом,она не тёплая;вода тёплая для реки,но для ванныона недостаточно тёплая.
Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Облако белое в том смысле,что неверно,что это облако не белое(является ли белизнанеотделимым признакомоблака, пусть решают другие). Комната тёплая по сравнениюс лестничной клеткой,но, по сравнению с сауной,она вовсе не тёплая;комната тёплая для танцев, нопросто сидеть в ней холодно.
Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Между этими признаками(белизна снега и теплота воды)имеется, по-видимому,существенная разница. При ближайшем рассмотренииоказывается, однако, что разницаэта не столь уж велика: снег, например,может оказаться не таким уж белым. И даже заменив несобственный признакснега (белизну) собственным (холодностью)или существенным (снежностью), мытоже обнаружим, что снег порой не такойуж холодный и не такой уж «снежный». В этом смысле одна только Снежностьвсегда и без всяких оговорок «снежная»,подобно тому как только Белизна всегдабелая и только Теплота всегда тёплая.
Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Вечное, неизменное,уникальное, общее,самосущее,совершенное, образцовое имеетбóльшую ценность,чем преходящее,изменчивое,повторяющееся,единичное,зависимое,ущербное,подражательное.
Эйдос как идеальный прообраз вещейАксиологическое обоснование идеализма Вещи вообще представляют собойлишь неполные и несовершенныевоплощения идей.
Концепция эйдоса и обоснование идеализма Онтологическаяаргументация Гносеологическаяаргументация Аксиологическаяаргументация Простое, вечное,единое,самосущее,необходимоепервичноонтологически. Простое,вневременное,общее, неизменное,сущностноепервично логически(и онтологически). Вечное, самосущее,совершенное,образцовоепервичноаксиологически(равно как логическии онтологически). Составное,преходящее,множественное,зависимое, случайноевторичноонтологически. Сложное,временное,частное, изменчивое,акцидентальноевторичнологически(и онтологически). Преходящее,зависимое, ущербное,подражательноевторичноаксиологически(равно как логическии онтологически.
Концепция эйдоса и обоснование идеализма Эйдос(греч. είδος, лат. forma,этимологически тождественно рус. вид) –термин древнегреческой философии,в дофилософском употреблении обозначавший«(внешний) вид», «образ»; у Платона – трансцендентная умопостигаемая сущность (1),гипостазированная универсалия (2),существующая отдельно от единичных вещей,но являющаяся их идеальным прообразом (образцом) (3),единственный объект достоверного (научного) знания;синоним термина «идея» (греч. ιδέα).
Вопросы?