Предмет психологии Методологические принципы современной психологии
Психология - это наука, изучающая психику в ее развитии и проявлении в различных видах деятельности. Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
Психика – субъективное отражение объективного мира. Функции психики: Когнитивная (познавательная) Регулярная (адаптация) Коммуникативная
Психика имеет 3 формы психических явлений: Психологические процессы (мышление, ощущение, воображения, память) Психические состояния (эмоциональные состояния – – стресс, радость) Психологические свойства (темперамент, характер, способности, направленность)
Методы психологии: Наблюдение (внутренние и внешние; свободное и стандартизированное; включенное и стороннее; скрытое) Опрос (устный и письменный; свободный и стандартизированный) Эксперимент (лабораторный и естественный) Тест (тест - опросник; тест-задание; тест - проективный)
Направления в психологии. Бихевиоризм – наука о поведении, ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на дисциплины, связанные с изучением человека. В основе лежит понимание человека и животных как совокупность двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимул) внешней среды. Основатель: Джон Уотсон, в начале ХХ века. Развился в США.
Направления в психологии. Психоанализ – часть психотерапии врачебный метод исследования, для диагностики излечения истерии. Затем направление переработано в психологическую докторину; направленную на изучение скрытных связей и основ человеческой душевной жизни. Имеет 3 уровня: - как метод психотерапии - как метод изучения психологии личности - как система научных знаний о психологии, философии Основатель: З. Фрейд.
Направления в психологии. Гештальтпсихология ориентировалась на естественные науки как на образец научного знания, но больше использовала достижения технических наук, а не физиологию организма. Главная идея школы – в основе психики лежат целостные фигуры – гештальты, свойства которых не являются суммой свойства частей. Основатель: К. Левин. Зародилось в германии в 20-е годы и получило признание в Европе.
Направления в психологии. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразует в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Она охватывает весь диапазон психологических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, мышления. Основатели: Ж. Нюттен, Л. Фестингер, Х. Хекхаузен.
Направления в психологии. Гуманистическая психология предмет изучения – здоровье; зрелые, творчески активные личности, стремящиеся к постоянному развитию и занимающие активную жизненную позицию. Они считали, что не существует конфликта между обществом и личностью. Т.е. именно социальные успехи дарят человеку ощущение полноты человеческой жизни. Основатели: А. Маслоу, к. Роджерс, Р. Мей - в 60-е годы в США.
Методологические принципы современной психологии. Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.
В качестве основных методологических принципов психологии выделяют: Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план. Реализация данного принципа в психологическом исследовании происходит следующим образом: психика невидима, следовательно, ее надо выявлять с помощью каких-либо признаков: по действиям испытуемого, по его речевой деятельности, поведению, мимике, пантомимике, которые выступают проявлениями сознания.
В качестве основных методологических принципов психологии выделяют: Принцип развития (генетической обусловленности). Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.
В качестве основных методологических принципов психологии выделяют: Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования. Реализацию данного принципа мы наблюдаем во множестве научных исследований, особенно в эмпирических, поскольку каждое исследование выясняет причинно-следственные отношения в изучаемых характеристиках, роль тех или иных причин в следствиях, которые, в свою очередь, возникают при наличии тех или иных внешних или внутренних факторов.
В качестве основных методологических принципов психологии выделяют: Принцип объективности означает, что сам исследователь и методы исследования, им используемые, не оказывают влияния на получаемые результаты. Реализация данного принципа осуществляется при помощи включенного наблюдения, проведения исследования с применением «зеркала Гезелла», анонимности целей и результатов исследования, а также проведения исследования в естественных для испытуемого условиях.
Спасибо за внимание!