PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Педагогика / Предмет, задачи и методы истории психологии
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Предмет, задачи и методы истории психологии


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Предмет, задачи и методы истории психологии


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Предмет, задачи и методы истории психологии Вводная лекция
Описание слайда:

Предмет, задачи и методы истории психологии Вводная лекция

№ слайда 2 Рекомендуемая литература А.Н. Ждан «История психологии от античности до наших дн
Описание слайда:

Рекомендуемая литература А.Н. Ждан «История психологии от античности до наших дней» - М., 2007 П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан «История психологии, 20 век». Хрестоматия – М., 2005 А.В. Морозов «История психологии» – М., 2007

№ слайда 3 Основные темы курса История психологии Предмет, задачи, методы и методология ист
Описание слайда:

Основные темы курса История психологии Предмет, задачи, методы и методология истории психологии Психология в недрах философии Психология как самостоятельная наука Современная философия и ее влияние на психологическую мысль 20-го века История юридической психологии

№ слайда 4 Зачем нам «история психологии»? «История вопроса непосредственно переходит в пос
Описание слайда:

Зачем нам «история психологии»? «История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования. Последняя должна органично вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время одним из необходимых условий, определяющих научную ценность данной работы»…. Материал более отдаленной и даже совсем далекой истории «не отрицается полностью, понимание его ограниченности не препятствует частичному включению его в более широкую систему знаний» Б.М. Теплов

№ слайда 5 В полной мере историческое прошлое может служить настоящему только в случае, есл
Описание слайда:

В полной мере историческое прошлое может служить настоящему только в случае, если оно используется в целях решения актуальных проблем «….я считаю, что некоторые вопросы, имеющие огромное значение для перестройки теорий современной психологии, могут быть разрешены и более точно сформулированы с помощью такого сравнения, которое обеспечит взгляд, выходящий за рамки трудностей сегодняшнего дня» К.Левин «Конфликт межу аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии»

№ слайда 6 К истории психологии обращались: Л.С. Выготский П.Я. Гальперин М.Г. Ярошевский -
Описание слайда:

К истории психологии обращались: Л.С. Выготский П.Я. Гальперин М.Г. Ярошевский - обращение к истории - это «творческий диалог с прошлым» Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев , Б.М. Теплов создавали свои теории в постоянном споре с основными психологическими направлениями

№ слайда 7 История психологии - специальная область исследования, изучающая движение психол
Описание слайда:

История психологии - специальная область исследования, изучающая движение психологии на протяжении всего пути ее исторического развития 1) Понимание различных теорий и направлений современной психологии 2) Понимание современной ситуации в психологической науке 3) Формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого 4) Образовательное значение

№ слайда 8 Предмет истории психологии В истории психологии изучается не сама психическая ре
Описание слайда:

Предмет истории психологии В истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представления о ней Задача истории психологии - это воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, что должно дать полную и связную картину их развития и роста

№ слайда 9 Концепции истории психологической науки «Zeitgeist» (Э. Боринг) – «дух времени»
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки «Zeitgeist» (Э. Боринг) – «дух времени» Сущность концепции: Для каждого конкретного момента характерна определенная атмосфера мнений (духовный климат эпохи), под воздействием которой находится мышление исследователя. Открытие не делается до тех пор, пока для него не готово время, и происходит тогда, когда подготовлено временем Способствует и одновременно препятствует научному прогрессу Обращает внимание на необходимость учета традиций в науке при рассмотрении происходящих в ней изменений и выявляет безусловно важный фактор в ее развитии

№ слайда 10 Концепции истории психологической науки Парадигмальная концепция Т. Куна Сущност
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки Парадигмальная концепция Т. Куна Сущность концепции: Социальные и культурные процессы порождают парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» Когда внутри парадигмы возникают аномалии - факты, не совместимые с этой парадигмой, они генерируют кризис. Происходит научная революция и на смену ставшей неадекватной парадигме приходит новая История психологии плохо укладывается в эту концепцию, в психологии сложно выявить наличие общепризнанной парадигмы

№ слайда 11 Концепции истории психологической науки Стремление выявить общие основания и уст
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки Стремление выявить общие основания и установки в развитии психологии (парадигмы) – устойчивая тенденция в методологии историко-психологических исследований. Под углом зрения этих диспозиций проводится систематизация и обобщение психологических фактов и теорий - Детерминизм-индетерминизм - Элементаризм-холизм - Эмпиризм-рационализм Подход выделяет важные характеристики психического, но не создает целостного исторического образа психологии как науки на каждом из ее этапов

№ слайда 12 Концепции истории психологической науки подход Р. Вудвордса – «Школы в психологи
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки подход Р. Вудвордса – «Школы в психологии» 8 основных школ Структурная психология Функциональная психология Ассоцианизм Психоанализ Персоналистическая и организмическая психология Целевая (гормическая) психология Бихевиоризм Гештальтпсихология

№ слайда 13 Концепции истории психологической науки (подход Р. Вудвордса) В каждой школе пси
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки (подход Р. Вудвордса) В каждой школе психологии выделяются: Разрабатываемые в ней проблемы Приемы Методы исследования Тенденция к размыванию границ между школами

№ слайда 14 Концепции истории психологической науки Теория великих людей (Т.Карлейль, 19 в)
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки Теория великих людей (Т.Карлейль, 19 в) «История мира - это.. биографии великих людей» Акцентирует внимание на роли личности ученого в развитии научного знания В психологии в русле этого подхода историю науки рассматривал американский историк Р. Уотсон Анализ соотношения биографий великих психологов и выдвинутых ими теорий

№ слайда 15 Концепции истории психологической науки Выявляют реальные закономерности в разви
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки Выявляют реальные закономерности в развитии психологических знаний Взятые изолированно, эти подходы не охватывают исторический процесс во всей полноте его особенностей и детерминант Эклектическая позиция состоит в совместном использовании различных концепций истории психологической науки в конкретных исторических исследованиях

№ слайда 16 Концепции истории психологической науки В.А. Романец - история научной психологи
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки В.А. Романец - история научной психологии в связи с историей культуры Выделяется ряд крупных историко-культурных и психологических тем, прослеживается их эволюция А.В. Петровский – освещение истории психологии советского периода во всей их сложности и в контексте исторических условий. Оценка педологии, психотехники, рефлексологии и других психологических течений психологической мысли в России

№ слайда 17 Концепции истории психологической науки М.Г. Ярошевский «категориальный анализ»
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки М.Г. Ярошевский «категориальный анализ» - как концепция истории психологии Анализ категориального аппарата, объяснительных принципов и глобальных проблем, их преобразования в ходе исторического пути развития науки Выделяются специфические конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности Образ Действие Мотив, психосоциальное отношение Личность

№ слайда 18 Концепции истории психологической науки Система этих категорий вместе с объяснит
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки Система этих категорий вместе с объяснительными принципами (М.Г. Ярошевский) Детерминизма Системности Развития Образуют категориальный аппарат науки Категориальный анализ позволяет увидеть в меняющихся знаниях о субъективной реальности их постоянные компоненты Учитываются социокультурные условия и роль личности ученого в развитии психологического знания Оппонентный круг ученого – все авторы, в полемике с которыми генерируются новые идеи

№ слайда 19 Концепции истории психологической науки П.Я. Гальперин – вопрос о предмете изуче
Описание слайда:

Концепции истории психологической науки П.Я. Гальперин – вопрос о предмете изучения А.Н. Ждан – история психологии как процесс становления ее предмета История психологии - процесс непрерывной трансформации ее предметной области, в контексте вызвавших его причин и условий Каждое новое понимание предмета психологии – это открытие нового аспекта в психологической реальности, приближающее к новому более полному пониманию этой реальности

№ слайда 20 Периодизация истории психологии «Психология имеет долгое прошлое, но очень кратк
Описание слайда:

Периодизация истории психологии «Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю» (Г. Эббингауз) Различают 2 больших периода Психологические знания развивались в недрах философии и других наук (естествознание, медицина) – с 6 в. До н.э. по середину 19 века Развитие психологии как самостоятельной науки – с середины 19 века по настоящее время Чем глубже в историю уходит то или иное представление о предмете психологии, тем продолжительнее его жизнь в науке.

№ слайда 21 Движущие силы и причины исторического развития психологических идей «Закономерно
Описание слайда:

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей «Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.д. – все это было объяснено на почве связи данной науки: С общей социально-культурной подпочвой эпохи С общими условиями и законами научного познания С теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования» Л.С. Выготский

№ слайда 22 Движущие силы и причины исторического развития психологических идей Понятие о вн
Описание слайда:

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей Понятие о внутренней и внешней истории науки (И. Лакатос) Внутренняя история - та ее часть, которая вычленяется, опираясь на собственные критерии научности, стандарты рациональности. Научное знание неотделимо от культуры в целом Детерминирующее воздействие на ее развитие оказывают только когнитивные факторы, наука обладает своей внутренней историей (интерналистский подход)

№ слайда 23 Движущие силы и причины исторического развития психологических идей экстерналист
Описание слайда:

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей экстерналистский подход - историю науки нельзя объяснить без обращения к социальным факторам Необходимо использовать эти факторы при реконструкции исторического процесса развития науки Сложно провести границу между внутренней и внешней историей науки

№ слайда 24 Движущие силы и причины исторического развития психологических идей Характер вли
Описание слайда:

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей Характер влияния социокультурного окружения на развитие психологии 1) исторический фон 2) Особая ситуация развития в науке в изучаемый период (взаимосвязь психологии с другими науками) Эти науки накапливали психологические знания (связь языка и мышления - А. Потебня, В. Гумбольдт) Психология заимствует методы или разрабатывает свои под влиянием других наук (Вундт заимствовал метод эксперимента из физиологии органов чувств) Использование научной методологии (развитие механики в 17-18 веке – развитие механистической модели поведения животных - Р. Декарт) Так как история развития психологии происходит во взаимосвязи с другими науками и обусловлена социокультурными факторами, необходимо раскрыть собственную логику развития ее идей как объективный процесс

№ слайда 25 Развитие психологии в рамках философии VI в. до н.э. -V в. н.э. Предмет изучения
Описание слайда:

Развитие психологии в рамках философии VI в. до н.э. -V в. н.э. Предмет изучения - Душа

№ слайда 26 Развитие психологии в рамках философии V-XIII вв. предмет изучения -Развитие уче
Описание слайда:

Развитие психологии в рамках философии V-XIII вв. предмет изучения -Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

№ слайда 27 Развитие психологии в рамках философии XIV-XVI вв. Дальнейшее развитие учения о
Описание слайда:

Развитие психологии в рамках философии XIV-XVI вв. Дальнейшее развитие учения о душе в контексте роста ана-томофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

№ слайда 28 Развитие психологии в рамках философии XVII –середина XIX вв. Внутренний опыт ка
Описание слайда:

Развитие психологии в рамках философии XVII –середина XIX вв. Внутренний опыт как данные самонаблюде-нию явления сознания

№ слайда 29 Развитие психологии как самостоятельной науки Начало XIX - 60-е гг.XIXв. Деятель
Описание слайда:

Развитие психологии как самостоятельной науки Начало XIX - 60-е гг.XIXв. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов. Исследование рефлекторных механизмов поведения. Гипнотические явления. Локализация психических функций в мозгу. Соотношение между мозгом и душевной жизнью. Возникновение и развитие психики

№ слайда 30 Развитие психологии как самостоятельной науки 60-е гг.XIX в. – конец XIX в. Непо
Описание слайда:

Развитие психологии как самостоятельной науки 60-е гг.XIX в. – конец XIX в. Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении

№ слайда 31 Развитие психологии как самостоятельной науки 10-е гг. - середина 30-х гг. XX в
Описание слайда:

Развитие психологии как самостоятельной науки 10-е гг. - середина 30-х гг. XX в Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функций. Смысловое и системное строение сознания. Психологическое исследование деятельности

№ слайда 32 Развитие психологии как самостоятельной науки Конец 30-х- 50-е гг. XX в. Эволюци
Описание слайда:

Развитие психологии как самостоятельной науки Конец 30-х- 50-е гг. XX в. Эволюция в рамках базисных подходов предшествую-щего периода

№ слайда 33 Развитие психологии как самостоятельной науки 60-е гг. XX в.- конец XX в. Продол
Описание слайда:

Развитие психологии как самостоятельной науки 60-е гг. XX в.- конец XX в. Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность

№ слайда 34 Принципы историко-психологического анализа Принцип историзма – рассмотрение того
Описание слайда:

Принципы историко-психологического анализа Принцип историзма – рассмотрение того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминированного общей ситуацией в науке и изучаемого в сопоставлении с предшествующими знаниями Раскрытие нового, содержащегося в рассматриваемом знании и неизбежной ограниченности любого этапа в развитии знания по сравнению с более поздними этапами «… все имело смысл для своего времени, было результатом исторической необходимости и органически входило в общечеловеческий прогресс мысли» Лосев А.Ф.

№ слайда 35 Принципы историко-психологического анализа Презентизм – ограничивает историческо
Описание слайда:

Принципы историко-психологического анализа Презентизм – ограничивает историческое исследование лишь тем, что имеет значение для настоящего этапа развития науки Вместо изучения исторического процесса развития науки выделяет лишь такие фрагменты его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам Приводит к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма

№ слайда 36 Принципы историко-психологического анализа Антикваризм – рассматривает прошлую и
Описание слайда:

Принципы историко-психологического анализа Антикваризм – рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее и окаменевшее «Чистая история» - простая регистрация фактов Не вписывается в практику современного научного исследования История науки – музей

№ слайда 37 Принципы историко-психологического анализа Принцип детерминизма (М.Г. Ярошевский
Описание слайда:

Принципы историко-психологического анализа Принцип детерминизма (М.Г. Ярошевский) Требует раскрытия способа причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами В истории представлены различные типы детерминизма Предмеханистический Механистический Биодетерминизм Психодетерминизм Социодетерминизм Все они противоречат индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих случайно

№ слайда 38 Принципы историко-психологического анализа Эмпиризм – описательность в представл
Описание слайда:

Принципы историко-психологического анализа Эмпиризм – описательность в представлении исторического материала «эмпиризм в истории проявляется не в том, чтобы обращаться к фактам, а в том, как обращаться с ними, в беспомощности перед лицом фактов» Гулыга А.Н. Объективизм-субъективизм в исторической науке 1) Научные концепции вне их реальной социальной роли 2) Необъективность в оценках прошлого, игнорирование фактов и личностей – искажение представлений о пути развития науки

№ слайда 39 Методы истории психологии Основная задача методов и методик исторического исслед
Описание слайда:

Методы истории психологии Основная задача методов и методик исторического исследования – изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы и понятия – эмпирию историко-психологического исследования Синтез эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования Некоторые из методик заимствованы из гражданской истории, науковедения, философии – история психологии – это междисциплинарная наука

№ слайда 40 Методы истории психологии Историческая реконструкция, описание и критический ана
Описание слайда:

Методы истории психологии Историческая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологических знаний Опора- методологические принципы исторического исследования с позиций и по отношению к достижениям и проблемам современной психологии Дает ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности и в соответствии с логикой предмета

№ слайда 41 Методы истории психологии Историко-научная реконструкция включает: Анализ знания
Описание слайда:

Методы истории психологии Историко-научная реконструкция включает: Анализ знания в социальном контексте (без крена в социологический анализ) Психологические школы Архивные материалы Интервьюирование “oral history” Биографические и автобиографические методы Анализ научных ссылок

№ слайда 42 Методы истории психологии Изучение научных школ является важным источником поним
Описание слайда:

Методы истории психологии Изучение научных школ является важным источником понимания механизма развития науки, поскольку позволяет раскрыть саму деятельность по производству знаний в контексте межличностных отношений, характер научного общения внутри школы, включая такие формы взаимодействия между ее членами в процессе совместного труда, как столкновение мнений, взаимная критика и т.д. Интервьюирование – дает возможность изучить творческие механизмы процесса порождения научного знания, генезис научных интересов и.т.д. (беседа по заранее подготовленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение матеиалов в соответствии с конкретной задачей исследования – структурированное интервью) Биографический и автобиографический метод – воссоздают атмосферу реальной жизни, источник знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда (уникальный материал о жизни людей науки и научном творчестве – «самоактуализирующиеся личности 0 А. Маслоу) Анализ научных ссылок – информация о связях научных направлений, переднем крае науки и тенденция ее развития. Изучение состояния и динамики научного исследования. «Частота цитирования»

№ слайда 43 Источники истории психологии 1) Все материалы, которые отражают исторический про
Описание слайда:

Источники истории психологии 1) Все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, прежде всего, труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психо-логические проблемы 2) Общественная практика (медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство) 3) Естествознание (физика, химия, астрономия), языкознание, этнография, антропология – необходимость обращения при анализе истории психологии к анализу истории других наук Проблемы, связанные с изысканием и использованием источников, составляют особую область – источниковедение истории психологии

№ слайда 44 Предмет, задачи и методы истории психологии Темы семинарского занятия №1 (эссе и
Описание слайда:

Предмет, задачи и методы истории психологии Темы семинарского занятия №1 (эссе или «мысли вслух») 1) Научный, психологический, образовательный и субъективно-личностный смысл истории психологии 2) Анализ различных концепций истории психологической науки (концепции перечислены в лекции), зарубежных и отечественных авторов 3) Концепция «категориального анализа» М.Г. Ярошевского 4) Подход к истории психологии, А.Н. Ждан 5) Движущие силы и причины исторического развития психологических идей 6) Принципы историко-психологического анализа 7) Методы истории психологии 8) Источники знаний по истории психологии

№ слайда 45 ПОСЛЕ ПАРЫ – ЗА УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ - В БИБЛИОТЕКУ!!!
Описание слайда:

ПОСЛЕ ПАРЫ – ЗА УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ - В БИБЛИОТЕКУ!!!

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru