«Здоровье не является целью жизни, но это важнейший ресурс для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные, психические и физические возможности человека» Всемирная Организация Здравоохранения 1986 г.
показатели, характеризующие уровень физического развития (вес, рост, индекс массы тела, окружность головы и груди, развитие основных двигательных качеств); показатели, характеризующие уровень физического развития (вес, рост, индекс массы тела, окружность головы и груди, развитие основных двигательных качеств); показатели функционального состояния организма (функциональное состояние центральной и вегетативной нервной систем, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов, костно-мышечной системы, физическая подготовленность, сон); показатели, характеризующие уровень умственного развития (память, внимание, мышление, уровень интеллекта, успеваемость, объем знаний); показатели, характеризующие уровень личностного развития (Образ Я – самооценка, самоотношение, самопринятие; ролевая идентификация, коммуникативная компетентность, простраивание будущего, самореализация, креативность, коппинг-ресурсы, жизненные ценности, жизненные навыки);
показатели, характеризующие устойчивость, сопротивляемость (стрессоустойчивость, частота острых заболеваний, отражающая состояние иммунитета, силовая выносливость, работоспособность, умственная работоспособность, психологические защитные механизмы); показатели, характеризующие устойчивость, сопротивляемость (стрессоустойчивость, частота острых заболеваний, отражающая состояние иммунитета, силовая выносливость, работоспособность, умственная работоспособность, психологические защитные механизмы); заболеваемость (аллергические заболевания, хронические заболевания, врожденные пороки и уродства, последствия травм, психосоматические реакции и состояния, функциональные отклонения в состоянии здоровья биологические факторы, влияющие на здоровье (наследственность, патология в родах, беременность, роды и кормление грудью) поведение, как показатель здоровья и фактор риска нарушений здоровья (сексуальное поведение, двигательная активность, аддитивное поведение, обращение за мед услугами, увлечения, хобби)
режим (дня, питания, отдыха, труда, двигательной активности, нагрузки, закаливание и гигиена) режим (дня, питания, отдыха, труда, двигательной активности, нагрузки, закаливание и гигиена) факторы окружающей природной среды: климатические условия – влажность, количество солнечных дней в году, температурный режим и т.д.; антропогенные и техногенные воздействия – загрязненность воздуха, воды, почвы, повышенный уровень радиации и т.д.; риск природных катаклизмов – извержение вулканов, сход селей, наводнения, риск цунами, землетрясения и т.д. факторы социальной среды: декларируемая политика государства по охране и укреплению здоровья населения, средства массовой информации, доступность и качество медицинских услуг, социальная поддержка в случае утраты трудоспособности; развитость сферы досуга, традиции, социальные нормы поведения в области здоровья, состояние сферы бытовых услуг – транспорт, магазины и т.д.
факторы семейной среды: тип/состав семьи, взаимоотношения в семье, материальное положение семьи, семейные традиции, наличие инвалидов и/или хронических больных в семье факторы семейной среды: тип/состав семьи, взаимоотношения в семье, материальное положение семьи, семейные традиции, наличие инвалидов и/или хронических больных в семье факторы профессиональной среды: педагогические воздействия, гигиенические условия труда, психологический микроклимат в коллективе, интерес к учебе/работе, достижения, перспектива карьерного роста, уровень образования, сфера деятельности.
Социальное обследование всего контингента с целью выявления обучающихся группы риска по безнадзорности и организации их сопровождения Социальное обследование всего контингента с целью выявления обучающихся группы риска по безнадзорности и организации их сопровождения 3-х этапный медицинский скрининг с целью выявления обучающихся с функциональными нарушениями здоровья, помощь которым должна оказываться в учреждениях образования Психологический скрининг с целью выявления детей групп риска по отклоняющемуся поведению Углубленное психологическое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в оказании помощи в структурах Службы практической психологии в образовании Оценка физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности Логопедическое обследование обучающихся начальной школы с целью своевременного выявления риска развития школьной неуспеваемости Оценка распространенности поведения, связанного с риском для здоровья, в подростковой и молодежной среде
Этапы обследования: Этапы обследования: Заполнение социального паспорта классным руководителем на каждого ребенка Заполнение социальной анкеты на детей группы риска по безнадзорности социальным педагогом Сопровождение безнадзорных детей социальным педагогом в процессе диспансеризации
Группа психических расстройств и расстройств поведения (МКБ 10) Группа психических расстройств и расстройств поведения (МКБ 10) 66,6 промиль в популяции
1 - шкала физического функционирования; 2 - шкала двигательного функционирования; 3 - шкала автономного функционирования; 4 - шкала познавательного функционирования; 5 - шкала социального функционирования; 6 - шкала позитивного настроения; 7 - шкала негативного настроения.
«Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени» «Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени» (В.И. Ильинич, 1999). «Жизненная емкость легких, МПК в условиях физической работы и двигательные качества, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, комплексно тестируемые, при определенных условиях могут быть достаточно информативными в оценке уровня физического развития» В.М. Зациорский (1966):
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости: кругло-вогнутая спина (усиление физиологических изгибов позвоночника)
Показатели длины тела связаны с нарушениями осанки и у девочек и у мальчиков, связь прямая, средней силы (r=0,35 для мальчиков и r=0,25 для девочек при р<0,05). Показатели длины тела связаны с нарушениями осанки и у девочек и у мальчиков, связь прямая, средней силы (r=0,35 для мальчиков и r=0,25 для девочек при р<0,05). Дети с нарушениями осанки в сагиттальной и фронтальной плоскости отличаются от своих сверстников более высоким ростом (152,6 и 148,8 при р<0,05). Уровня достоверности выявленные различия достигают в 7–8 лет, 11 – 13 лет и 15 лет. Различие по весо-ростовому индексу Кетле выявляется во всех возрастных подгруппах, достигает уровня статистической значимости в 7-8 лет и 13-17 лет, что позволяет говорить о тенденции к астенизации у школьников с нарушениями осанки.
Нарушения осанки достоверно чаще встречались в неполных семьях (63%) у матерей с высшим образованием (78%). Нарушения осанки достоверно чаще встречались в неполных семьях (63%) у матерей с высшим образованием (78%). По сравнению со здоровыми сверстниками, дети с нарушениями осанки достоверно чаще расценивают отношение своих отцов как проявление враждебности и гораздо реже, как проявление позитивного интереса Отношение матери школьники с нарушениями осанки достоверно чаще расценивают как враждебное и непоследовательное
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости: кругло-вогнутая спина (усиление физиологических изгибов позвоночника)
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости: кругло-вогнутая спина (усиление физиологических изгибов позвоночника)
Нарушения осанки в сагиттальной плоскости: плоская спина (сглаженные физиологические изгибы
Возрастная динамика компонентов социальной установки относительно курения,% отвечавших
Возрастная динамика компонентов социальной установки относительно употребления алкоголя, % отвечавших
Динамика компонентов социальной установки на секс без презерватива, % отвечавших