Принципы формирования национальной системы квалификаций О.Н. Олейникова Д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального образования Россия, Москва
Базовые понятия Квалификация официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) освоение лицом в процессе формального и неформального обучения набора знаний, умений, отношений и опыта (компетенций), соответствующих требованиям к трудовой деятельности в рамках конкретного занятия/профессии (требований профессионального стандарта); готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности.
Основные понятия Компетенция набор знаний, умений, опыта и отношений, актуализация которого обеспечивает качественное выполнение работником трудовой функции в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
Основные понятия Национальная система квалификаций средство согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) на основе настоящих и перспективных требований рынка труда, сформулированных в терминах таких критериев, как: характер знаний, умений и компетенций предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения
Национальная система квалификаций Включает в себя: перечень областей профессиональной деятельности (видов экономической деятельности) с входящими в них наименованиями профессий/занятий (Классификатор профессий/занятий); профессиональные стандарты; процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов; Национальную рамку квалификаций (НРК); Каталог квалификаций; систему обеспечения качества квалификаций.
Национальная система квалификаций Способствует: формированию в стране «рынка квалификаций» вместо «рынка дипломов»; согласованию различных подсистем квалификаций: высшего образования, непрерывного профессионального образования, общего среднего образования и т.д.; получению работниками официального признания новых квалификаций и компетенций, освоенных в процессе трудовой деятельности вне рамок формального образования и обучения; повышению мотивации граждан к профессиональному совершенствованию; повышению ценности формального образования
Национальная система квалификаций Позволяет: осуществить типологизацию квалификаций на основе: требований рынка труда в функциональном разрезе и с опорой на компетенции, сформировать образовательные программы и курсы обучения для каждой квалификации, создать инструменты и процедуры оценки, приводящие к присвоению квалификаций, разработать типологию квалификационных свидетельств.
Национальная рамка квалификаций Ядро НСК – Национальная рамка квалификаций: системное и структурированное по уровням описание квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровне, посредством которых: осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.
Национальная рамка квалификаций: позволяет обоснованно классифицировать имеющиеся (или новые) квалификации; предполагает модернизацию существующих путей и способов освоения и присуждения квалификаций; обеспечивает: повышение качества квалификаций; расширение доступа к получению квалификаций; преемственность и официальное признание квалификаций как выпускников системы профессионального образования, так и действующих работников.
Механизмы, поддерживающие НРК механизмы и институты оценки и валидации/сертификации/ и аккредитации компетенций и квалификаций; информационная инфраструктура, включая: консультационные службы службы профориентации
Важность сертификации компетенций Возможность оценивать и сертифицировать компетенции позволяет: снизить затраты на получение квалификации за счет признания неформального обучения (обучения в процессе труда) поэтапное осваивать квалификации и переносить единицы квалификаций из одного контекста в другой при смене траекторий обучения совершенствовать повышение квалификации и обучение действующих работников, вызванное развитием инноваций и техническим прогрессом.
Разработка НСК и НРК Необходимо: провести анализ и описать требования к выполнению трудовых функций по областям профессиональной деятельности, ранжировать их по уровням, сгруппировать их по единицам квалификации (т.е. разработать профессиональные стандарты/профессиональный профили), соотнести их с требованиями к программам обучения и дипломам и сертификатам внести изменения и дополнения в существующую нормативно-правовую базу сформировать институциональную инфраструктуру подготовить работников для сертифицирующих органов
Профессиональный стандарт - Многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности требования к: содержанию трудовой деятельности и условиям ее осуществления, квалификации работника, описанной в терминах знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности выполняемой деятельности (компетенций), необходимых для выполнения набора трудовых функций, соответствующих конкретному занятию на рынке труда; профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.
Профессиональный стандарт Разрабатывается на основе функционального анализа, т.е.: описания области профессиональной деятельности в терминах функций описания каждой функции в терминах знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности входящих в них действий распределения функций по уровням квалификации
Разработка профстандартов позволяет: Обновить классификатор профессий/занятий; перечень программ/направлений обучения (НПО, СПО, ВО); Сформировать типологию квалификаций; перечень квалификаций (Каталог квалификаций); систему оценки квалификаций/компетенций, позволяющей оценивать квалификации, освоенные как в рамках формального, так и неформального образования.
Организационные механизмы НСК (1) Отраслевые советы по развитию квалификаций Формируются отраслевыми работодателями для координации спроса и предложения умений и квалификаций рабочей силы в интересах повышения эффективности и производительности предприятий данной отрасли. Миссия Советов: содействие достижению оптимального соотношения спроса и предложения умений на рынке труда обеспечение роста инвестиций работодателей в профессиональное образование и обучение.
Отраслевые советы Цели и задачи: повышение участия работодателей в организации и реализации программ профессионального образования и обучения установление требований к квалификациям работников путем разработки профессиональных стандартов и отраслевой рамки квалификаций мониторинг отраслевого рынка труда консолидация предприятий в рамках отрасли формулирование требований к программам профессионального образования и обучения разработка обоснованных предложений по эффективному использованию государственного финансирования для обеспечения качественной рабочей силой отраслевых рынков труда
Организационные механизмы НСК (2) Национальный институт квалификаций: анализ данных мониторинга отраслевых рынков труда анализ профессиональных стандартов и отраслевых рамок квалификаций формирование системы сертификатов для официального признания квалификаций, освоенных различными способами создание Каталога квалификаций организация работ по созданию и поддержанию электронной платформы, информирующей о: потребностях в рабочей силе, возможностях освоения и сертификации квалификаций и трудоустройства, региональных службах по профориентации и развитию карьеры
Каталог квалификаций Содержит: описание квалификаций, определенных субъектами рынка труда, необходимые для их освоения программы образования и обучения (модули обучения) Является: основой для оценки компетенций и сертификации квалификаций, обеспечивая их объективность, достоверность и обоснованность.
Каталог квалификаций Принцип построения: квалификация – единицы квалификации – модули обучения. Описание каждой квалификации: Дата утверждения квалификации Название квалификации Обобщенная группа занятий (профессий), к которой относится квалификация; наименование области профессиональной деятельности/вида экономической деятельности Уровень квалификации Код Единицы квалификации (трудовая функция, соотносимая с единицей квалификации, профессиональный контекст (средства труда, предметы труда), требования к уровню ответственности, самостоятельности и принятия решений). Модули обучения - по единицам квалификации (название и номер единицы квалификации, квалификационный уровень, результат обучения и критерии оценки, содержание -знания и умения, требования к контексту обучения (помещение, преподаватели, требования к поступлению)
Организационные механизмы НСК (3) Сертифицирующие организации разрабатывают критерии сертификации квалификаций, основанных на рамке квалификаций и профессиональных стандартах; проводят оценку компетенций и присвоение квалификаций; публикуют и распространяют информацию, относящуюся к сертификации квалификаций.
Общие выводы Национальная система квалификаций предназначена для расширения возможностей освоения квалификаций, необходимых для: профессиональной деятельности, привлечения инвестиций в развитие человеческого капитала (освоение квалификаций) оптимизации расходования средств на образование и обучение. способствует формированию «рынка квалификаций» способствует сближению требований работодателей к работникам и содержания программ профессионального образования и обучения
Общие выводы Национальная система квалификаций (НСК) обеспечивает согласованность различных подсистем квалификаций (высшего образования, образования взрослых, среднего образования, и особенно квалификаций профессионального образования) Оптимальная конфигурация НСК предполагает наличие системы обеспечения качества, обеспечивающей официальное признание обучения, удовлетворяющей работодателей, обучающихся и другие заинтересованные стороны
Общие выводы НСК предоставляет: работодателям надежные индикаторы для понимания уровня компетенций у кандидатов на рабочие места и работников; ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций; средства выявления недостатка в компетенциях и потребностей в обучении (формальном и неформальном, включая обучение на рабочем месте); индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне; работникам возможность обоснованно планировать собственное обучение и карьеру;
Общие выводы НСК предоставляет: лицам, отвечающим за разработку политики в сфере образования и обучения данные для формирования образовательных программ, включая программы непрерывного профессионального образования и обучения, рычаги управления этой системой; органам по обеспечению качества способы и методы точного определения требований к свидетельствам и дипломам; методы создания и признания минимальных стандартов, отвечающих потребностям сферы труда; средства мониторинга системы квалификаций;
Общие выводы НСК предоставляет: обучающим организациям информацию об: официальных квалификациях, механизмах обеспечения качества; способах взаимодействия и коммуникации с работодателями, на основании которых они могут четко формулировать цели программ обучения и методы оценки.
Общие выводы НРК, как ядро НСК: позволяет упорядочить программы формального профессионального образования с точки зрения соответствия их содержания требованиям работодателей (предложение образовательных услуг); содействует развитию карьеры, трудоустройству и систематизации информации о возможностях обучения и трудоустройства (спрос на услуги по образованию и обучению);
Общие выводы НРК, как ядро НСК: обеспечивает прозрачность и международную сопоставимость квалификаций; совершенствование регулирования, законодательства и институциональной инфраструктуры в области развития человеческих ресурсов, координацию и единство квалификаций, доступ граждан к освоению новых квалификаций и выбор различных траекторий образования и обучения, накопление и переноса квалификаций, эффективную адаптацию граждан к изменяющимся условиям и требованиям сферы труда, формирует основу для системного прогнозирования потребности в квалификациях.
Спасибо за внимание! Центр изучения проблем профессионального образования 109240, г. Москва ул. Гончарная, д.3, стр.1 офис 43 Тел.: +7 495 580 92 80 Тел./факс: +7 495 698 09 82 E-mail: [email protected]