Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 2 г. Белоярский» Тема урока: Начало формирования многонационального государства ©Автор ресурса – Райзинк Е.В., учитель истории МОСШ № 2
Контроль знаний Отметьте утверждения, которые относятся к результатам опричнины: А) разорение и опустение земель; Б)полное истребление землевладельцев-бояр; Г) усиление раздробленности страны; Д) массовое бегство крестьян на окраины; Е)опричнина дала царю безграничную власть.
2. Определите последовательность событий: А) избрание Михаила Романова на царство Б) вступление Лжедмитрия I на престол В) «Семибоярщина» Г) образование второго ополчения Д) освобождение Москвы от поляков
3.По мнению историка В.О.Ключевского, в годы Смутного времени россияне сделали три важных открытия: Народ обнаружил, что ни государь, ни государство не могут без него обойтись, тогда как он сам, во всяком случае, некоторое время, вполне способен существовать и без них; Оказалось, что государство – отнюдь не царская вотчина, населенная случайными и бесправными людьми; скорее, сами цари могут оказаться случайными и бессильными фигурами; Выяснилось, что холопы обладают политической волей, которая при определенных обстоятельствах сама может стать источником власти Божьего помазанника. Вопрос: Какие события Смутного времени могли спровоцировать такие представления?
4. Историк В.О. Ключевский писал о Лжедмитрии I, что «на престоле московских государей он был небывалым явлением…» Что в нём было «небывалого»? Выскажите своё отношение к этой личности Смутного времени.
5. За ним царить стал ……., Отцу живой контраст; Был разумом не бодор, Трезвонить лишь горазд.
6. ……. же, царский шурин, Не в шутку был умён, Брюнет, лицом недурен, И сел на царский трон. При нём пошло всё гладко, Не стало прежних зол, Чуть-чуть было порядка В земле он не завёл. К несчастью, самозванец, Откуда ни возьмись, Такой задал нам танец, Что умер царь …….
7.…И, на Бориса место Взобравшись, сей нахал От радости с невестой Ногами заболтал…
8. …Взошёл на трон ……, Но вскоре всей землёй Его мы попросили, Чтоб он сошёл долой.
9. Вернулися поляки, Казаков привели; Пошёл сумбур и драки: Поляки и казаки, Казаки и поляки Нас паки бьют и паки; Мы ж без царя как раки Горюем на мели.
10.Прямые были страсти — Порядка ж ни на грош. Известно, что без власти Далёко не уйдёшь. Чтоб трон поправить царский И вновь царя избрать, Тут … и …. Скорей собрали рать. И выгнала их сила Поляков снова вон….
11. Земля же .… Взвела на русский трон…
Что это?
Цели урока: Выявить основные направления внешней политики Московского государства в 15 – 17 веках Проследить расширение территории Московского государства на запад и Восток, отметив особенности этого процесса Сделать выводы о путях формирования многонационального государства и условия вхождения народов в его состав.
Даты: 1552 – завоевание Казанского ханства 1556 – подчинение Астраханского царства 1581 – начало похода Ермака в Сибирь 1632-1634 – Смоленская война 1654 – Переяславская рада 1667 – Андрусовское перемирие между Россией и речью Посполитой
Задачи и направления внешней политики Московского государства в 16-17 вв.
Таблица «Расширение территории России в 16 – 17 вв.»
Согласны ли вы с тезисом о том, что Московское государство формировалось не как национальное государство, а как империя – по составу населения, в которое включились нерусские народы? Приведите аргументы , подтверждающие это утверждение. Согласны ли вы с тезисом о том, что Московское государство формировалось не как национальное государство, а как империя – по составу населения, в которое включились нерусские народы? Приведите аргументы , подтверждающие это утверждение.
Домашнее задание : § 22, ответить на вопросы к параграфу В тетрадь – задание 2 Работа с картой № 10