Немецкие философы экзистенциалисты Подготовил: Студент гр. ИБ-2 Зибров Николай
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование) – это направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования и выбора в окружающем мире.
Основные вехи развития. Как направление философии начал зарождаться еще в середине ХIХ в. (С. Кьеркегор), а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских учений, которое пополняли своими работами: Накануне Первой мировой войны в России: Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев; После неё в Германии: М. Хайдеггер, К. Ясперс; В период Второй мировой войны во Франции : Г. Марсель (выдвигавший идеи еще во время Первой мировой), Ж. П. Сартр, А. Камю и др.; К середине ХХ века широко распространился и в других странах, представители которых более придерживались уже рассмотренных вопросов.
К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм (Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа) диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман). На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М. Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М. Шелера.
Классификация. Такое деление весьма условно, т.к. для многих представителей нерелигиoзного (атеистического) экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога..
Факторы, способствовавшие возникновению и развитию: нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед, во время и между первой и второй мировыми войнами; бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку; опасность гибели человечества; усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку; распространение тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность; бессилие человека перед природой, техногенным обществом.
Центральные вопросы экзистенциализма. Эти вопросы в значительной мере созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.
Основные проблемы экзистенциализма. уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека от общества, государства; проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.
Модус (от лат. modus)- философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях. Модус Проявление Модусы человеческого существования:
Лучшими представителями экзистенциализма ХХ в., собственно создавшими его, были: Карл Ясперс (1883 – 1969); Жан-Поль Сартр (1905 – 1980); Альбер Камю (1913 – 1960); Мартин Хайдеггер (1889 – 1976).
Философия Мартина Хайдеггера. Занимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии. «Бытие и время» (1927): проблема субъективности и заброшенности человека в этот чуждый мир. Важнейшая характеристика бытия – время. Детерминация времени: Прошлое; Настоящее; Будущее - фундаментально для экзистенции. Немецкий философ (1889-1976)
Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, состоит из: «бытия с другими»; «бытия самого себя». Но человеку не дано проникнуть в тайну бытия, в его смысл. Единственное, где бытие приоткрывает свою тайну – поэтический язык.
«Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все». «Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других. Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире – главная проблема и забота человека. !
Философия Карла Ясперса. Поднял экзистенциалистские проблемы в книге «Психология мировоззрений»,(1919 г.) Согласно Ясперсу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью – высшим бытием. Немецкий философ (1883 – 1969)
Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции – полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Человек приближается к трансцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального: единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); свободу; смерть – конечность бытия.
Будущее экзистенциализма. ! Философия существования очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее. В настоящее время наблюдается тенденция смещения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни. Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.