Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии Философы круга В. С. Соловьёва
Философы круга В. С. Соловьёва Л. М. Лопатин (1855-1920)С. Н. Трубецкой(1862-1905)Е. Н. Трубецкой (1863-1920)
Л. М. Лопатин (1855-1920)Конкретный спиритуализм Основные сочиненияПоложительные задачи философии (в 2-х ч.)Область умозрительных вопросов (1886)Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности (1891)
Л. М. ЛопатинКонкретный спиритуализм Введение в философскую систему Л. М. ЛопатинаТипы философских систем Спиритуализм Материализм ФеноменализмОсновные типы онтологийОнтология верыОнтология разумаФилософская система Л. М. ЛопатинаДуховная субстанция (монада) как базисное онтологическое понятие Закон причинности как базисный онтологический принцип Этика: учение о свободе воли
С. Н. Трубецкой (1862-1905)Конкретный идеализм Основные сочиненияМетафизика в Древней Греции (1889)О природе человеческого познания (1889-1891) Основания идеализма (1896) Учение о Логосе в его истории (1900)
С. Н. ТрубецкойКонкретный идеализм ГносеологияТри уровня реальности и три познавательных способности Соборность сознания Критика субъективистских интерпретаций сознания в западной философии Объективность сознания Сознание как коллективная функция человеческого рода Сознание как живой и конкретный универсальный процесс Онтология Одушевлённость Вселенной «Закон универсальной соотносительности» «Метафизический социализм»
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого Три уровня реальности и три познавательных способности Истинная реальность (конкретное единство живых объектов) усваивается верой.Наш разум постигает идеи – законы, которым подчинён этот мир.Чувственное восприятие (опыт)открывает нам мир явлений.С. Н. Трубецкой.«О природечеловеческого познания».
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Наше познание выводит нас за пределы нашей индивидуальности в двух отношениях: во-первых, сущность познавательного акта заключается в отношении ко вне егосущему предмету –в «трансцендировании»;во-вторых,всякий акт познанияпретендует на то,чтобы иметь общее,даже –общеобязательноезначение.
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Сознание обще всем нам,и то, что я познаю им и в нём объективно,т.е. всеобщим образом,то я признаю истинным –от всех и за всех, не для себя только.Фактически я по поводу всегодержу внутри себя собор со всеми.И только то для меня истинно, достоверновсеобщим и безусловным образом,что должно быть таковым для всех.Наше общее согласие, возможноеединогласие, которое я непосредственноусматриваю в своём сознании, есть дляменя безусловный внутренний критерий...
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Я могу ошибаться внутри себяотносительно всеобщего органическогосогласия – в сложных запутанных вопросах,в том, что не для всех очевидно, о чёмещё не состоялось внешнего соглашения.Но самая моя ошибка предполагаетуверенность в возможности общего согласия.Поэтому каждый может меня обличить,доказать мне моё заблуждение на основанииобщепризнанного, – того, что всевнутри меня признают. Как бы ни силилсяя заглушить общий голос, он непогрешим;а когда я сознаю, что имею его за себя,то смело отвечаю за всех.
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Знание человека начинаетсяс чувственного опыта, показания котороговсегда частны и единичны; от этих частныхслучаев единичный субъект лично, сам по себе,не имел бы ни психологической возможности,ни логического права перейти к чему-либовсеобщему, универсальному и необходимому,как в действительности это делают все.Логически совершенно непонятно, какимобразом отдельный индивид может знатьс безусловной всеобщей достоверностьючто бы то ни было: своё собственноесуществование, бытие внешнего мира,бесконечного времени и пространства.
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Вместе с тем вера каждого человекав реальное существование мира и всех наснепоколебима и вселенски истинна. Что же уполномочивает наснепосредственно признаватьих объективность? Что свидетельствуетв нас непосредственно об этом реальноми всеобщем существовании вещей иих универсальных свойств и качеств? –Общее сознание,в котором я непосредственновоспринимаю вселенское согласие.
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Позитивность опыта,т.е. восприятие самобытной,независимой от нас реальности,и возможная логичность знанияпредполагают коренную,существенную соборность сознания,ибо все логические функции,направленные на познаниереального и общего,превышали бы компетенциюиндивидуальной личности,если бы она не заключала в себесверхличного начала.
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Каждое слово наше доказывает фактколлективного сознания, предполагая его.Без слова никогда не мыслит человек,и только в форме слова мысль егообъективно обобщается. Словамимы отвлекаем, образуем, определяемлогические универсальные понятия;словами же обособляем и закрепляем,индивидуализируем наши представления.И вместе слово есть воплощение соборногосознания, ибо не было бы слов, если быони были непонятны и невнятны для других,если бы незачем и не с кем было говорить.Слово предполагает органическуюспособность взаимного понимания, родовоепсихологическое единство; и вместе онопредполагает говорящих и внимающих людей.
Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого ГносеологияТри уровня реальности и три познавательных способности Соборность сознания Критика субъективистских интерпретаций сознания в западной философии Объективность сознания Сознание как коллективная функция человеческого рода Сознание как живой и конкретный универсальный процесс Онтология Одушевленность Вселенной «Закон универсальной соотносительности» «Метафизический социализм»
Е. Н. Трубецкой (1863-1920) Основные сочиненияМиросозерцание Вл. Соловьёва (1913)Два мира в древнерусской иконописи (1916)Умозрение в красках (1916)Метафизические предположения познания (1917)Смысл жизни (1918)
Е. Н. Трубецкой ГносеологияКонцепция абсолютного сознания«Религиозный материализм»Сущность познавательного процессаЭтикаСмысл жизниБогочеловеческий процессЗло и свободаЭстетика
Вопросы?