МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии Философия АристотеляТеория познания и логика
Философия АристотеляТеория познания и логика Теория познанияРоль чувственного опыта в познанииРоль мышления в познанииКонцепция истины Логика – наука о формах мышленияСодержание и формы мышленияПонятиеСуждениеУмозаключениеНепосредственные умозаключенияСиллогизмЗаконы мышленияЗакон [запрета] противоречияЗакон исключённого третьегоЗакон тождества
Философия АристотеляТеория познания и логика Основные сочиненияМетафизикаОрганонКатегорииОб истолкованииПервая аналитикаВторая аналитикаТопикаО софистических опровержениях
Теория познания АристотеляРоль чувственного опыта и мышления в познании Единичное «первично для нас», хотя «вторично по природе».Общее (причины и начала) «первично по природе», но «вторично для нас».Познающая мысль восходит от частного к общему.Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей.Задача мышления – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.
Теория познания АристотеляКонцепция истины … Говорить о сущем, что его нет,или о не-сущем, что оно есть, –значит говорить ложное;а говорить, что сущее естьи не-сущее не есть, –значит говорить истинное.
Теория познания АристотеляКонцепция истины ... Истина определяетсякак согласованностьмежду интеллектоми вещью.
Логика – наука о формах мышления Логика(греч. λογική, наука о мышлении,от λόγος, слово, понятие) –наука о законах, формах и приёмахмыслительной познавательной деятельности.(Термин «логика» ввели, по-видимому, стоики.Сам Аристотель своё логическое учениеназывал «аналитикой»).
Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышления
Логика АристотеляФормы мышления
Формы мышленияПонятие Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода.Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации.Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым.Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются:общее,существенное,необходимое.... То, чтосказывается в сути,есть общее(а общее естьнеобходимое)…
Формы мышленияПонятие Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов.На языке логики это множество именуется классом; мощность множества характеризует объём понятия.Если с точки зрения объёма, понятие относится к совокупности предметов (предицируется им), то с точки зрения содержания, его можно охарактеризовать как совокупность признаков (предицируемых данному понятию).Чем больше признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, т.е. тем меньше предметов в классе, обозначаемым данным понятием, и наоборот. Отвлекаясь от каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; эта операция называется «обобщением».Обратная операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему понятию, именуется «ограничением понятия».Операция предицирования лежит в основе формы мышления, именуемой суждением.
Формы мышленияСуждение Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений.Элементарное суждение можно представить в виде формулы:Суждение выражает либо истину, либо ложь.Имена же и глаголы сами по себе подобны мысли без связыванияили разъединения, например «человек» или «белое»; когданичего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного, хотяони и обозначают что-то: ведь и «козлоолень» что-то обозначает,но ещё не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол]«быть» или «не быть» – либо вообще, либо касательно времени.
Формы мышленияСуждение Суждения делятся, таким образом, на истинные и ложные.Мы уже видели, что их можно разделить на утвердительные и отрицательные (классификация суждений по качеству).Аристотель подразделяет суждения также на общие, частные и неопределённые (классификация суждений по количеству).Общей я называю [посылку] о присущем всем или не присущем ни одному, частной – о присущем или не присущем некоторым или присущем не всем, неопределённой – о присущем или не присущем без указания того, общая ли она или частная, как, например, удовольствие не есть благо.
Формы мышленияУмозаключение Все эти подразделения необходимы для понимания следующей формы мышления – умозаключения.Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание.Элементарное умозаключение исходит из одной посылки (такое умозаключение называется непосредственным).
Формы мышленияУмозаключение Достоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано с существенным и общим.Общее знание выражается в общих суждениях, т.е. в суждениях в которых утверждается присущность признака всем предметам данного класса (вида, рода) или их неприсущность ни одному.Но в общем суждении во всём объёме берётся (на языке логики это называется распределённостью) субъект суждения. А что можно сказать о предикате? Количественная характеристика предиката остаётся неопределённой.Зато предикаты распределены в отрицательных суждениях, всё равно – общих или частных: отрицая наличие признака у предмета (субъекта высказывания), мы кое-что утверждаем обо всех предметах, обладающих этим признаком, а именно: в их число наш субъект не входит.
Формы мышленияУмозаключение Теперь мы можем сформулировать первое правило логического вывода:Если терминне распределён в посылке,он не может бытьраспределён в выводе.
Учение об умозаключенииСиллогизм Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме.Силлогизм(греч. συλλογισμός) –разновидность умозаключения, посредством которогоустанавливаетсялогическое отношениемежду двумя понятиямина основании их отношенияк некоему третьему понятию.
Учение об умозаключенииСиллогизм
СиллогизмПервая фигура Если три терминатак относятся между собой, что последний терминцеликом содержитсяв среднем, а среднийцеликом содержитсяв первом или вовсене содержится в нём,то для этих крайнихтерминов необходимоимеется совершенныйсиллогизм.
Правила силлогизмаПравила терминов и правила посылок Правила терминовВ силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше.Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе.Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок. Правила посылокИз двух частных посылок нельзя получить никакого вывода.Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным.Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода.Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.
Правила силлогизмаПравила первой фигуры Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным.Большая посылка должна быть суждением общим.BARBARACELARENTDARIIFERIO
СиллогизмМодусы первой фигуры
СиллогизмВторая фигура Если же одно и то жеодному всему присуще,а другому вовсе не присуще или и тому и другомувсему присущеили вовсе не присуще,то такую фигуруя называю второй.
Правила силлогизмаПравила второй фигуры Одна из посылок должна быть отрицательной.Следовательно, отрицательным будет и вывод.Большая посылка должна быть суждением общим.CESARECAMESTRESFESTINOBAROKO
СиллогизмМодусы второй фигуры
СиллогизмТретья фигура Если жеодному и тому жеодно присуще всему,а другое вовсене присущеили и то и другоеприсущи ему всемуили вовсе не присущи,то такую фигуруя называю третьей.
Правила силлогизмаПравила третьей фигуры Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением.Вывод – частное суждение.DARAPTIDISAMISDATISIFELAPTONBOCARDOFERISON
СиллогизмМодусы третьей фигуры
Законы мышленияЗакон запрета противоречия А самое достоверное из всех начал –то, относительно которого невозможно ошибиться,ибо такое начало должно быть наиболее очевидным(ведь все обманываются в том, что не очевидно)и свободным от всякое предположительности.Действительно, начало, которое необходимо знатьвсякому постигающему что-либо из существующего,не есть предположение; а то, что необходимоуже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь,он должен иметь, уже приступая к рассмотрению.Таким образом, ясно, что именно такое начало естьнаиболее достоверное из всех; а что это за начало,укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно ито же в одно и то же время было и не было присущеодному и тому же в одном и том же отношении (и всёдругое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будетуточнено во избежание словесных затруднений) –это, конечно, самое достоверное из всех начал,к нему подходит данное выше определение.
Законы мышленияЗакон запрета противоречия А самое достоверное из всех начал – то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякое предположительности. Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение; а то, что необходимо уже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая к рассмотрению. Таким образом, ясно, что именно такое начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало, укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении (и всё другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) – это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение.
Законы мышленияЗакон запрета противоречия Невозможно, чтобыодно и то жев одно и то же времябыло и не было присущеодному и тому жев одном и том же отношении.
Законы мышленияЗакон исключённого третьего Равным образомне может быть ничего промежуточногомежду двумя членами противоречия,а относительно чего-то одногонеобходимо что бы то ни было однолибо утверждать, либо отрицать.
Законы мышленияЗакон исключённого третьего Если же ложное есть не что иное,как отрицание истины, то всё не может быть ложным, ибо один из двух членов противоречиядолжен быть истинным.
Логика АристотеляЗаконы мышления Логические выводынадёжны лишь при условии,что все понятия (термины)в пределах рассужденияимеют один и тот же смысл.Не могут бытьодновременно истиннымидва противоположныхвысказывания ободном и том же предмете.Из двухпротивоположныхвысказываний ободном и том же предметеодно непременно истинно.
Вопросы?