Теория познания Теория познания Роль чувственного опыта в познании Роль мышления в познании Концепция истины Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышления Понятие Суждение Умозаключение Непосредственные умозаключения Силлогизм Законы мышления Закон [запрета] противоречия Закон исключённого третьего Закон тождества
Метафизика Метафизика Органон Категории Об истолковании Первая аналитика Вторая аналитика Топика О софистических опровержениях
Единичное «первично для нас», хотя «вторично по природе». Единичное «первично для нас», хотя «вторично по природе». Общее (причины и начала) «первично по природе», но «вторично для нас». Познающая мысль восходит от частного к общему. Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей. Задача мышления – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.
Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода. Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода. Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации. Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым. Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются: общее, существенное, необходимое.
Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов. Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов. На языке логики это множество именуется классом; мощность множества характеризует объём понятия. Если с точки зрения объёма, понятие относится к совокупности предметов (предицируется им), то с точки зрения содержания, его можно охарактеризовать как совокупность признаков (предицируемых данному понятию). Чем больше признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, т.е. тем меньше предметов в классе, обозначаемым данным понятием, и наоборот. Отвлекаясь от каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; эта операция называется «обобщением». Обратная операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему понятию, именуется «ограничением понятия». Операция предицирования лежит в основе формы мышления, именуемой суждением.
Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Элементарное суждение можно представить в виде формулы: Суждение выражает либо истину, либо ложь.
Суждения делятся, таким образом, на истинные и ложные. Суждения делятся, таким образом, на истинные и ложные. Мы уже видели, что их можно разделить на утвердительные и отрицательные (классификация суждений по качеству). Аристотель подразделяет суждения также на общие, частные и неопределённые (классификация суждений по количеству).
Все эти подразделения необходимы для понимания следующей формы мышления – умозаключения. Все эти подразделения необходимы для понимания следующей формы мышления – умозаключения. Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание. Элементарное умозаключение исходит из одной посылки (такое умозаключение называется непосредственным).
Достоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано с существенным и общим. Достоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано с существенным и общим. Общее знание выражается в общих суждениях, т.е. в суждениях в которых утверждается присущность признака всем предметам данного класса (вида, рода) или их неприсущность ни одному. Но в общем суждении во всём объёме берётся (на языке логики это называется распределённостью) субъект суждения. А что можно сказать о предикате? Количественная характеристика предиката остаётся неопределённой. Зато предикаты распределены в отрицательных суждениях, всё равно – общих или частных: отрицая наличие признака у предмета (субъекта высказывания), мы кое-что утверждаем обо всех предметах, обладающих этим признаком, а именно: в их число наш субъект не входит.
Теперь мы можем сформулировать первое правило логического вывода: Теперь мы можем сформулировать первое правило логического вывода:
Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме. Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме.
Правила терминов Правила терминов В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше. Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе. Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок. Правила посылок Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным. Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.
Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным. Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным. Большая посылка должна быть суждением общим. BARBARA CELARENT DARII FERIO
Одна из посылок должна быть отрицательной. Одна из посылок должна быть отрицательной. Следовательно, отрицательным будет и вывод. Большая посылка должна быть суждением общим. CESARE CAMESTRES FESTINO BAROKO
Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением. Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением. Вывод – частное суждение. DARAPTI DISAMIS DATISI FELAPTON BOCARDO FERISON
А самое достоверное из всех начал – то, относительно которого невозможно ошибиться, А самое достоверное из всех начал – то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякое предположительности. Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение; а то, что необходимо уже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая к рассмотрению. Таким образом, ясно, что именно такое начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало, укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении (и всё другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) – это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение.