Психологические особенности личности
Личность-это… … - Это социальное существо, включенное в общественное отношение и является деятелем общественного развития. Это особое качество человека. … - Это деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Понятие и структура «Я – концепции» «Я - концепция» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.
«Я - концепция» включает в себя три компонента: Когнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д.; Эмоционально-оценочный компонент - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д. Поведенческий компонент - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.
Когнитивный компонент В феноменологической теории личности К. Роджерса «Я-концепция » включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, по нашему мнению, мы должны быть и хотели бы быть. В связи с этим в психологии в качестве когнитивной составляющей выделяют две формы «Я-концепции» - реальную и идеальную. Понятие реальная «Я-концепция» совсем не предполагает, что эта концепция реалистична, главное - это представление личности о себе, о том, «какой я есть». «Я - идеальное» - это представление личности о своих желаниях: «каким бы я хотел бы быть». В «Я-идеальном» отражаются признаки, которые человек хотел бы иметь, которые ценит и к которым стремится.
Эмоционально-оценочный компонент Эмоционально-оценочный компонент является ядром «Я-концепции», к нему относят самооценку, уровень притязаний, самоуважение. Самооценка личности - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Уровень притязаний личности - степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным. Самоуважение -- обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний.
Поведенческий компонент Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая « Я- концепции». Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании «Я-образа» перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «Я-образ». Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».
Индивидуальность. Индивид. Индивидуальность – личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Индивид – человек как единица общества.
Задатки и способности Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и их успешному осуществлению. Способности формируются на основе задатков в процессе деятельности . Задатки - это врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, центральной нервной системы, органов чувств и движения и функциональные особенности организма человека. Не развитые вовремя задатки исчезают.
Задатки и способности Способности делятся на общие и специальные. Общие способности - те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, обучаемость, внимательность, память, речь, воображение, мелкую моторику. Специальные способности - способности к определённым видам деятельности. К ним относят, например, музыкальные, лингвистические, математические способности .
Талант и гениальность Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений открытием ранее неизведанных путей творчества.