МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Харута» (НАО) Психологические особенности развития личности детей педагог-психолог: Пономарева Светлана Александровна
Некоторые понятия Развитие – процесс формирования человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях(Выготский Л.С. Избранные психологические исследования)
Некоторые понятия Психологические новообразования – это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени(Аверин В.А. Психология детей и подростков)
Периодизация психического развития детей Разделение жизненного пути ребёнка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов. Существует несколько периодизаций разных авторов. Содержание и название периодов, их временные границы определяются представлениями автора о наиболее важных, существенных сторонах развития.
Периодизация по Петровскому А.В. А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребёнка с членами наиболее значимой группы людей для него по сравнению с остальными, он принимает именно её ценности, моральные нормы и формы поведения.
Периодизация по Петровскому А.В. В своей периодизации А.В.Петровский выделяет следующие периоды:Раннее детствоДошкольное детствоМладший школьный возрастСредний школьный возрастСтарший школьный возраст
Ведущая деятельность это деятельность, с которой на данном этапе развития связано возникновение важнейших психических новообразований. Мл.шк.возраст Учебная деятельность- это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством Общение подростков в разных видах деятельности
Характерные особенности:восприятие Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой восприятия.Развитие детализиро-ванности восприятияДоминирование эмоцио-нально значимых сторон объектаНеточность в восприятии сходных объектов Формирование целост-ности и осмысленности восприятияРазвитие восприятия про-странственных качеств объекта, способность к длительному наблюдениюОсвоение графических схем: умение видеть сечения объемных фигур, читать чертёж и т.д.
Характерные особенности:память Мл.шк.возраст Развитие произвольной памятиПонимание является необходимым условием запоминания. Идёт интенсивное формиро-вание приёмов запоми-нанияПовышение роли логи-ческой памяти Ср.шк.возраст Быстрый рост памятиПерестройка памяти – переход от доминирования механического запомина-ния к смысловому.Память приобретает ло-гический характер, стано-вится доступным запоми-нание абстрактного мате-риалаОсваиваются мнемо-нические приёмы
Характерные особенности:мышление Мл.шк.возраст Основной вид – наглядно-образное; в процессе обучения приобретает абстрактный и обобщённый характер; решение умст-венных задач, связанных с преобразованием предмет-ного мира.Развитие мыслительных операций (анализ, синтез…)Овладение навыками логического рассуждения Ср.шк.возраст Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей.Операции становятся формально-логическими, рассуждения дедуктив-ными.Слабо развита конкрети-зация, затруднён переход от общего к частному
Характерные особенности:воображение Мл.шк.возраст Более реалистичное.Интенсивно формируется воссоздающее вообра-жение.Возможно свободное фантазирование Ср.шк.возраст Усиление реалистичности, появление мечты.Интенсивно воображаются различные личностные качества, преиму-щественно эталонного характера.
Характерные особенности:мотивационная сфера Мл.шк.возраст Перестройка мотивационно-потребностной сферы. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми по поводу учебной деятельности. Главное место занимает мотив получения высоких оценок. Познавательная мотивация не слишком высокого уровня.У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха.У неуспевающих – мотивация избегания неудачи.
Характерные особенности:развитие чувств Мл.шк.возраст В данном возрасте ребёнок несёт в себе весь комплекс чувств, сформированных в притязаниях на признание.Дети имеют совесть: они знают, что должны, обязаны.Пробуждается чувство гордости или стыда., в зависимости от поступков.Наиболее интенсивно развивается чувство ответственности и сопереживания другому (сочувствие, сострадание, сорадость)
Характерные особенности:самосознание Мл.шк.возраст Интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми личностными ориентациями.Ребёнок знает, что отличается от других, и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.Самооценка становится более адекватной и дифферинцированной, суждения о себе – более обоснованными.Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребёнка, его самоуважении, самопринятии.
Основные психические новообразования младшего школьника Произвольность - способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессамиПланирование в умеУмение анализироватьРефлексия - способность ребёнка выделить основания для собственного действия
Характерные особенности:мотивационная сфера Стойкий интерес к определенному предмету . Мотив избегания неудачи . Желание иметь высокую отметку , даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивированных . Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
Психологические особенности подростка (ср.шк. возраст) Резкое ухудшение поведения – проявляется в негативизме, т.е. желании поступать вопреки чужой воли, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым.Стремление эмансипации от взрослых, освобождении от их опёки, контроля.Реакция группирования – стремление подростка войти в состав какой-либо подростковой группы.Сильные, часто сменяющие друг друга увлечения.Выраженность акцентуаций характера.Потребность найти и защитить своё место в окружающей социальной среде.Потребность в успехе.Потребность в самореализации и развитие собственного «Я»Наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях
Проблема кризиса в среднем школьном возрасте Подростковый кризис является типом переходного периода от детства к взрослости. Отличается большой продолжительностью.По мнению Л.И.Божович, это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, которое приводит к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников, в то же время эти потребности очень сильные и напряжённые.Также, подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению
Характерные особенности:мотивационная сфера Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). Значимость отметки как мотиватора снижается , отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация.