Психологическое здоровье детей Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников.
Единственная красота , которую я знаю - это здоровье. (Генрих Гейне) Для детей и подростков тема о здоровье должна быть привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам необходимо владеть методическими приемами позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья.
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней. Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач. Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.
Здоровье – это… Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья
Физическое здоровье
Социальное здоровье Способность общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.
Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. "Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; адекватное социальное поведение; умение понимать себя и других; более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; умение делать выбор и нести за него ответственность Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье
Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия. Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье: Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как: Полное спокойствие Уверенность в своих силах Вдохновение 2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха. Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма
Выделяется 2 аспекта рассматривающих психологическое здоровье: Теоретический аспект. 2. Практический аспект.
1. Теоретический аспект Основу психологического здоровья определяет детско-взрослая общность. Она может быть: Нормальной – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте. Аномальной – дисфункциональной. Именно дисфункциональное составление совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения. Таким образом, способ предупреждения и преодоления нарушений психологического здоровья детей является реабилитация детско-взрослой общности.
2. Прикладной аспект Исследование психологической реальности в интересах педагогической деятельности. Данная позиция основана на взаимодействии, совместной деятельности психолога с родителями, педагогами, врачами и др. специалистами. Для психолога это: Организация непосредственной работы с психологической реальностью. Формирование психологом практической помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций несущих угрозу психологическому здоровью ребенка или обусловленных выраженным нездоровьем.
Профессиональная забота психологической службы о здоровье детей предполагает создание единой системы развивающей и реабилитирующей сред, у каждой из которых своя специфика и свое назначение.
Причины нарушения психического здоровья К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью Соматическое заболевания (дефекты психического развития). 2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.
Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза). Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения. Признаками неврастении являются: Повышенная раздражительность Быстрая утомляемость Расстройство сна Сонливость Неустойчивое настроение Ухудшение аппетита Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции.
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению. Переутомление проявляется в головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, Рассеянности Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям Поэтому следует следить за умственной и физической нагрузкой школьников
Поддержка и укрепление психологического здоровья учащихся. Основа психического здоровья – полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей. Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское поведение есть важнейшие факторы сохранения здоровья детей. Актуальные задачи образования:. Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких. Установление взаимодействия с семьей
Высокий уровень патологии школьников указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе: создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности); учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.); допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд; рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке;
поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровой, трудовой. !Обучение в начальной школе - это проведение интересных и развивающих занятий, !в среднем звене - усиление практической деятельности и самостоятельности на уроках, с обязательным включением подростков в дополнительное образование, !в старшем звене - организация профильного обучения. Между этими ступенями обучения должен быть постепенный переход от одной ступени к другой; воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний; оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание , соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни. Все эти необходимые условия только способствуют развитию детей, удовлетворяют их эмоциональное благополучие, а, следовательно, удовлетворяют их уровень здоровья (укрепляют физическое и психическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой).
Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка. Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей. Формы психологической работы Лекции, консультации (психологическое просвещение) Своевременная диагностика Коррекционно-развивающие занятия Тренинги Психопрофилактика
Родителямсоветы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям: доверие к ребенку; уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться; родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей; детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши; меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка; чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.); похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия; помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Ожидаемый результат Овладение школьниками приемами психологической регуляции. Гармоничное развитие учащихся и максимальная эффективность обучения