Семинар «Социально - психологическая поддержка детей - инвалидов в общеобразовательной школе и возможности инклюзивного образования».
«Индивидуальные особенности детей – инвалидов». Педагог – психолог МОУСОШ №12 Дроздова А.В.
Детский Церебральный паралич. Церебральный паралич возникает из-за нарушений в той части мозга, которая отвечает за контроль и координацию работы мускулов. ДЦП характеризуется неспособностью полностью контролировать координацию движений и мышечную силу. В зависимости от того, какой отдел мозга поражен, могут возникать: Резкие мускульные напряжения (спазмы)Непроизвольные движения«танцующая» походкаАномальные ощущения и восприятие Нарушение зрения, слуха, и речиПрипадкиЗадержка в умственном развитии
Воспитание как формирование черт характера ребенка В формировании аномальных черт характера большое значение придают условиям внешний среды и в первую очередь неправильному воспитанию которые способствуют: ЭгоцентризмСебялюбиюПовышенной требовательности БеспомощностьНерешительностьНеуверенность в себе При чрезмерной нагрузке и требовательности возникает: НеуверенностьНерешительностьЧувство собственной неполноценности
Чтобы снять психологическое напряжение в классе нужно: Провести беседу с детьми по проблеме связанной с этим нарушением.Пригласить специалистов.Пригласить молодых инвалидов, которые смогут рассказать о своей жизни, ответить на вопросы.
Дети с нарушением зрения Внутреннюю связь между людьми обуславливает речь и слух, а не зрение. Любое образование осуществляется посредством речи, и в этом отношении отсутствие зрения гораздо меньше отражается на интеллектуальных способностях, чем отсутствие слуха и речи.
Что надо сделать когда в школу приходит ребёнок со слабым зрением: Устроить «экскурсию» (для того, чтобы он запомнил место расположение кабинетов и помещений, которыми будет пользоваться).Все препятствия и повороты должны быть озвучены.Предоставить по возможности, учебные материалы в других форматах (крупный шрифт, аудиокассеты).Дать возможность пользоваться компьютером.Всё записанное должно быть озвучено.В здании и во дворе все имеющиеся препятствия должны быть выделены контрастными цветами.
Дети с нарушением речи Трудности в речи могут быть самыми разными: Слабый голос.Афазия (утрата способности пользоваться словами и фразами) из-за поражения мозга.Алалия (отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий коры головного мозга).Заикание.Невнятность речи.
Как себя вести: С людьми, с детьми с нарушенной речью Главное быть терпеливым.Не игнорируйте человека, которому трудно говорить.Не перебивайте, не торопите и не поправляйте собеседника.Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.Задавайте вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.Не притворяйтесь, если не поняли, что вам сказали, не стесняйтесь переспросить.Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли вам собеседник использовать другой способ – написать или напечатать.
Заключение Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью – создать общий настрой – и одноклассников, и учителей, родителей, и администрации школы. Если к ребенку с инвалидностью относиться как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и учителям и одноклассникам. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет себя ощущать более свободно. Необходимо вовлекать ребенка – инвалида во все виды деятельности – и образовательную и внеклассную. При этом нужно сформировать одноклассников отношение к нему, как к равному, и в то же время как к человеку, которому бывает, нужна помощь и поддержка.