Защита опыта работы - Формирование связной речи у детей с ОНР Презентация опыта работы
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития детей: Первый уровень (речевые средства ребёнка ограничены, активный словарь практически не сформирован, высказывания сопровождаются жестами и мимикой) Второй уровень (у детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи, активный словарный запас расширяется за счёт предметной и глагольной лексики) Третий уровень (наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития, появляются навыки словообразования) Четвёртый уровень (незначительное нарушение компонентов языковой системы ребёнка, недостаточная внятность, и нечёткая дикция).
Направления логопедической работы с детьми
Предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете учителя-логопеда В группе оборудованы центры: Художественного творчества «Учимся конструировать» «Учимся строить» «Будем говорить правильно» Уголок театрализованной деятельности Книжный уголок Сюжетно-ролевые игры В кабинете оборудованы: центр моторного и конструктивного развития центр речевого и креативного развития
Формирование связной речи осуществляется: в процессе разнообразной практической деятельности; при проведении игр; при проведении режимных моментов; в процессе наблюдения за окружающим; на специальных коррекционных занятиях.
Этапы работы по обучению детей с ОНР рассказываниюстаршая группа Первый этап (сентябрь-ноябрь) детей учим навыкам составления простых предложений по вопросам, картинкам, с последующим составлением коротких рассказов. Второй этап (декабрь – март) совершенствуем навыки ведения диалога; начинаем обучение по составлению рассказов-описаний и простых пересказов. Третий этап (апрель-май) обучение составления рассказа на заданную тему. Главная задача этого этапа- развитие самостоятельной связной речи детей.
Этапы работы по обучению детей с ОНР рассказываниюподготовительная группа Первый этап (сентябрь-ноябрь) объём рассказа по картине увеличивается до 5-7 предложений, учим детей пересказывать рассказ от имени другого действующего лица; Второй этап (декабрь – март) планируем творческое рассказывание, придумывание конца сказки, рассказа по аналогии; Третий этап (апрель-май) уделяем внимание закреплению навыка связного, последовательного пересказа литературных произведений; совершенствуем все виды связной речи.
Задачи при проведении занятий по обучению детей с ОНР закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; формирование навыков построения связных монологических высказываний; развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Формирование навыков построения связных развёрнутых высказываний включает: усвоение норм высказывания, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента; формирование навыков планирования развёрнутых высказываний, обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа; обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.
ОСОБУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ОТВОДИТСЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЛЯ ЭТОГО: большое вниманию уделяю выбору произведений для пересказа; обучение пересказу провожу на материале каждого произведения на двух занятиях; цель подготовительных занятий – организовать внимание детей, это отгадывание загадок о персонаже, уточнение отдельных слов и словосочетаний, демонстрация соответствующих иллюстраций; текст прочитываю дважды, в медленном темпе; разбор содержания провожу в вопросно-ответной форме; Применяю и другие вспомогательные методические приёмы при обучении детей с ОНР.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С КАРТИННЫМ МАТЕРИАЛОМ Составление рассказа по сюжетным многофигурным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, событий. Рассказывание по сериям сюжетных картинок. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми последующих и предыдущих событий. Описание пейзажной картины.
ОБУЧЕНИЕ ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ОПИСАНИЯ СОСТОИТ В СОЗДАНИИ СЛОВЕСНОГО ОБРАЗЦА ОБЪЕКТА, ПРИЗНАКИ КОТОРОГО РАСКРЫВАЮТСЯ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов. Развитие обобщённых представлений о построении описания предмета. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. Формирование умений описывать заданный предмет или явление, опираясь на модель-схему.
ВИДЫ РАБОТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ подготовительные упражнения к описанию предмета; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам; обучение развёрнутому описанию предмета; подготовка к обучению сравнительному описанию.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ систематичность проведения; распределение упражнений в порядке нарастающей сложности; подчиненность заданий выбранной цели; чередование и вариативность упражнений.
Виды творческого рассказывания рассказ по аналогии придумывание предложения и завершение рассказа составление рассказа по опорным словам составление рассказа на предложенную тему
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА Планирование воспитательно-образовательной работы, направленной на предупреждение и преодоление нарушений речи, а также её развития у дошкольников Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации единого речевого режима Профессиональные знания, умения и навыки педагогов в области развития речи детей Организация предметно-развивающей среды
Интегративная система гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста
Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи
Направления работы по вопросам взаимодействия с семьей изучение особенностей родителей воспитанников логопедической группы, уровня их педагогической наблюдательности; определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребёнка; привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы.
Основные задачи в работе с родителями установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка; оказание помощи родителям в выполнение ими воспитательных и коррекционных функций, поддержание уверенности в собственных педагогических возможностях; обучение родителей приёмам логопедической работы.
ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ УЧИТЫВАЮТ ЭТАПЫ РАБОТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ИТОГОВО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Результативность итоговой диагностики детей старшей логопедической группы по формированию связной речи
Результативность итоговой диагностики детей подготовительной логопедической группы по формированию связной речи
Результативность итоговой диагностики детей старшей логопедической группы по формированию связной речи
Результативность итоговой диагностики детей подготовительной логопедической группы по формированию связной речи