«Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ» МОУ СОШ №56 Учитель ОБЖ Еров О.А.
Учебные вопросы: Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам. Организация АСДНР в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Проведение АСДНР в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Нормативно-правовые документы 1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98г. №28-ФЗ 2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ 3. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г. №151-ФЗ 4. "Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций", 1996 г.
Нормативно-правовые документы 6. "Наставление (для войск ГО и ПСС) по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", М., ВНИИ ГОЧС, 1998 г. 7. "Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений", 1994 г. 8. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Учебное пособие ; Под общ. ред. Г.Н. Кириллова , г. Москва, 2002
Одной из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) Источники ЧС опасное природное явление авария опасное техногенное происшествие широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений применение современных средств поражения
Наиболее характерные последствия ЧС Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте,перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений
Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы(АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на: спасение жизни и сохранение здоровья людей снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы АСДНР – это совокупность действий, осуществляемых по различным технологическим процессам и включающих в себя порядок их проведения Технологии выполнения АСДНР в значительной степени зависят от совокупностей объекта (РОО, ХОО и т.д.), на котором должны осуществляться работы по спасению пострадавших и от среды их проведения АСДНР – совокупность первоочередных работ в зоне ЧС, заключающаяся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающего воздействия, предотвращении воздействия вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения Аварийно-спасательные работы - это действия по: спасению людей материальных и культурных ценностей защите природной среды в зоне ЧС локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов Цель проведения аварийно-спасательных работ: розыск и деблокирование пострадавших оказание им первой медицинской помощи эвакуация из опасной зоны
Аварийно-спасательные работы включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровентиляционной системой оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т.д.
Аварийно-спасательные работы:
Другие неотложные работы в очагах поражения Цель проведения неотложных работ: создание условий для проведения спасательных работ; предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами; обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС. Другие неотложные работы - это деятельность по: всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ; оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи; созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;
Другие неотложные работы включают: прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей; обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарную очистку территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.
Другие неотложные работы включают: обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; санитарную очистку территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей.
Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ I этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР II этап Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС III этап Ликвидация последствий ЧС
Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР Режим повседневной деятельности При отсутствии угрозы возникновения ЧС Режим повышенной готовности При угрозе возникновения ЧС Режим чрезвычайной ситуации При возникновении ЧС
Проводимые мероприятия при отсутствии угрозы возникновения ЧС сбор информации о ЧС; планирование АСДНР в возможных зонах ЧС; создание органов управления ; создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР; организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих ним территориях; создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.
Проводимые мероприятия при угрозе возникновения ЧС приведение органов управления в готовность к выполнению задач; уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС; усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и ее масштабов; создание группировок сил и средств и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т.ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).
Проводимые мероприятия при возникновении ЧС восстановление нарушенных функций управления, если они были нарушены (в т.ч. выдвижение ОГ в районы ЧС); организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора обстановки об обстановке; восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты; выдвижение сил в районы проведения работ; управление проведением АСДНР.
Организация АСДНР
Наиболее сложным технологическим этапом являются инженерные работы по обеспечению доступа к пострадавшим, их деблокирование и последующее извлечение.
Проведение АСДНР
Организация проведения АСДНР Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ЧС мирного и военного времени проводятся круглосуточно, посменно до полного завершения. Непрерывность работ Успешное выполнение задач проведения АСДНР Д О С Т И Г А Е Т С Я рациональной их организацией; оперативным и твердым управлением; своевременным маневром силами и средствами; полным обеспечением необходимыми средствами защиты и материально-техническими средствами; своевременной заменой формирований и спасателей с учетом режимов работы в условиях заражения (ОВ, АХОВ, РВ) своевременной организацией и непрерывным ведением разведки; своевременным вводом сил и средств в очаги поражения; заблаговременным изучением командирами (руководителями) формирований участков (объектов) работ; организацией взаимодействия сил и средств, всесторонним их обеспечением; соблюдением правил и мер безопасности при проведении работ. Все задачи при проведении АСДНР выполняются в максимально короткие сроки, в три этапа
Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС Ликвидация последствий ЧС
1 этап Принятие экстренных мер Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим: оповещение о возникновении ЧС использование средств защиты эвакуация из опасных районов соблюдение режимов поведения розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им мед. помощи Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС: локализация очагов поражения перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений) приостановка или отключение технологических процессов тушение пожаров; санитарная обработка и обеззараживание. Подготовка к проведению полномасштабных АСДНР: проведение разведки оценка обстановки и прогнозирование ее развития приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС принятие решения на проведение АСДНР
2 этап Проведение полномасштабных АСДНР
Основные работы 2 этапа в ходе проведения АСДНР
3 этап Ликвидация последствий ЧС Первая группа работ Создание условий и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения Вторая группа работ Восстановление деятельности объектов, пострадавших при ЧС
Содержание работ первой группы
Содержание работ второй группы
Группировка сил и средств для проведения АСДНР При ЧС мирного времени Группировка сил и средств для проведения АСДНР определена в «Плане действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС», который вводится в действие Председателем КЧС или руководителем местного самоуправления, организации Территориальные аварийно-спасательные формирования решением КЧС органов местного самоуправления Объектовые аварийно-спасательные формирования решением объектовой КЧС Общее количество сил и средств определяется Председателем КЧС с учетом объема выполняемых работ
Группировка сил и средств для проведения АСДНР При ЧС военного времени Группировка сил (на основе оценки прогнозируемой обстановки) отражена в специальном разделе «Плана ГО и защиты населения» Основное звено организующее проведение АСДНР – субъект РФ (область) Мобильные, подготовленные и оснащенные техникой силы для выполнения работ в высоком темпе войска ГО воинские части и подразделения, выделяемые по планам взаимодействия аварийно-спасательные формирования категорированных городов аварийно-спасательные службы и формирования привлекаемые в интересах ГО Для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ и замены подразделений первого эшелона силы ГО муниципальных образований части и подразделения МО РФ войска ГО с более поздними сроками развертывания Для внезапно возникающих задач, замены сил аварийно-спасательные формирования муниципальных образований; силы ГО, выделяемые по планам взаимодействия.
Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает: организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС; непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстановки; подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; принятие решений; уточнение планов (планирование действий); своевременное доведение задач до подчиненных; организацию и поддержание взаимодействия; организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил; непосредственное руководство подразделениями и контроль исполнения поставленных задач.
Организация управления АСДНР
Управление в ходе ведения АСДНР
Управление в ходе ведения АСДНР Требования к управлению достигаются: приближением пунктов управления (ПУ) к местам действий подразделений (сил и средств); выполнением задач во взаимодействии с комиссией по ЧС и формированиями аварийного объекта, а также с территориальной комиссией по ЧС и ее оперативной группой; знанием обстановки и быстрым реагированием на ее изменения; настойчивым претворением в жизнь принятых решений и технологий выполнения задач; соблюдением мер безопасности при проведении АСДНР.
Оценка обстановки При оценке обстановки командир (руководитель) должен изучить: характер и объем разрушений, пожаров и других поражений на участке работ и пути выдвижения к ним; виды предстоящих работ и их объем; радиационную, химическую и биологическую обстановки (РХБ) и их влияние на выполнение задач; состояние готовности и обеспеченности своего и приданных формирований и их возможности; характер действий и задачи соседей; влияние местности на действия формирования и состояние маршрута выдвижения к очагу поражения и на участок работ; влияние погоды, времени года и суток на выполнение задач.
Оценка обстановки В оценку обстановки входит: анализ основных факторов обстановки и оценка последствий ЧС (вид экстремальной ситуации, характер и масштабы аварии), тип, характер и масштабы радиоактивного, химического заражения; факторы, осложняющие обстановку (пожары, взрывы и др.); оценка имеющихся сил и средств, состояние их готовности к действию; характер местности в районе аварии, состояние погоды, время года и суток, их возможное влияние на обстановку и выполнение задачи; обеспеченность и потребность в материально-технических средствах для выполнения поставленной задачи; выбор наиболее целесообразных вариантов действий населения; определение мероприятий по защите населения и ликвидации последствий ЧС; возможности аварийного объекта и территориальных органов по ликвидации последствий аварии.
Структура решения руководителя (председателя КЧС) и предложения должностных лиц ОУ ГОЧС
Замысел
РЕШИЛ (ПРИКАЗЫВАЮ) Задачи подчиненным
Содержание замысла решения
Содержание решения
Форма приказа
Основой управления действиями формирований при ведении АСДНР является решение командира (руководителя) Ввиду ограниченных сроков выживания пораженных в обстановке, характерной для основных видов ЧС, необходимости как можно быстрей спасти людей, локализовать или ликвидировать возникшие поражающие факторы, работы по приведению в готовность, подготовке к выдвижению и выдвижение в район ЧС осуществляется параллельно с выработкой решения на ведение АСДНР
Порядок работы командира (руководителя) после получения задачи
Содержание уяснения задачи
Отдача предварительных распоряжений Ориентирование подчиненных производится с целью доведения до них задачи, поставленной старшим начальником, в части их касающейся, и постановки им частных задач, решение которых обеспечивает процесс выработки решения и организации его выполнения. При ориентировании руководитель доводит до подчиненных следующую информацию: о предстоящих действиях; об организации разведки и других действиях, необходимых для последующей оценки обстановки; о подготовке предложений в решение; о сроках подготовки и представления необходимых данных для выработки решения.
В указаниях по организации разведки командир определяет: цели и задачи разведки; какие данные и к какому сроку представить; на каких объектах(участках) сосредоточить основные усилия разведки. В ходе рекогносцировки командир уточняет: обстановку; задачи. изучает: участки(объекты) работ и пути подхода к ним; характер разрушений, завалов, пожаров; наличие, характер, масштабы и границы заражения, затопления; состояние, населения, наличие местных материалов, необходимых для ведения АСДНР; состояние коммунально-энергетических сетей и местности; места удобные для развертывания пунктов управления, медицинского пункта, подразделений тыла, пункта обеззараживания техники, санитарной обработки личного состава.
Организация и ведение разведки Руководитель (председатель) КЧС определяет цель, задачи, силы и средства разведки Орган управления по ГОЧС (штаб) организует разведку Цель разведки: обеспечение органов управления достоверными данными об обстановке при ведении АСДНР; уточнение обстановки на объекте, масштабов зон заражения, динамики развития поражающих факторов. Задачи разведки: уточнение состояния обстановки (аварийного объекта) границ зоны заражения на участке ведения работ; уточнение (обследование) местности на участке работ и ее возможное влияние на выполнение поставленной задачи; определение мест нахождения пострадавших, их состояние и способов спасения; непрерывное наблюдение за изменением степени и характера заражения; уточнение состояния коммунально-энергетических сетей в местах действий формирований; выявление факторов, препятствующих ведению АСДНР.
Основные виды обеспечения
Цели обеспечения получение исчерпывающих данных об обстановке; своевременное оказание медицинской помощи; бесперебойное удовлетворение потребностей в материальных средствах; выполнение перевозок; поддержание техники в исправном состоянии; создание благоприятных условий для своевременного и организационного проведения АСДНР и выполнения других задач.
Организация обеспечения включает
Взаимодействие заключается в согласовании действий формирований по :
При взаимодействии согласовываются порядок действий при вводе на участок (объекты) работ; организация ликвидации или снижения до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ; порядок действий при ведении спасательных работ в сложных условиях обстановки; порядок взаимодействия с территориальными (объектовыми) формированиями и специалистами при ликвидации повреждений на коммунально-энергетических сетях; порядок действий при смене; порядок действий при резком изменении обстановки, возникновении непосредственной опасности для жизни спасателей; порядок связи и информации; места размещения пунктов управления.
Использованные ресурсы:
Использованные ресурсы: