Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях.Автор Коваль О.А.,педагог-психологГОУ Борский психологический центр Самарской области
ГОРЕ утраты. Фазы горя.1. Шок. Оцепенение.2. Фаза поиска.3. Фаза острого горя.4.Фаза отсроченных толчков.5.Выход.Завершающая стадия.
Соматические нарушения Нарушение дыхания Симптомы физического переутомленияУтрата аппетитаНарушения сна, кошмары, бессонницаСимптоматика той болезни, от которой умер близкий
Изменения в психической сфере Чувство вины, самообвинение,СтыдУход в себяДепрессияПогруженность в образ умершегоОщущение опустошённостиРаздражительность, гневСтрах собственной смерти, болезни, травмыПроблемы с сосредоточенностьюПессимизм относительно будущего
Поведенческие реакции «Прилипание» к родителям Отказ от хождения в школу (сад)Не хотят спать ОДНИ или находиться домаАгрессивностьУничтожение вещей
Тяжелые реакции Поведение как будто ничего не случилосьСильные рыданияНеприятие того, что близкий умер
Что осложняет процесс горевания Скрываемая, неполная информация«Чувства не обсуждаются»Конфликты с близким перед его смертьюНевыполненные обещанияОпределённые обстоятельства смерти близкогоСитуации «непохороненных»
Как помочь ребёнку преодолеть горе Сохранить ритм жизниГоворить о чувствахОтвечать на вопросыУчаствовать в ритуале прощанияПоощрять рассказы ребёнка (о травматическом событии)Отделить травму от событияУспокоить (за здоровье членов семьи и т.д.)Рассказать о том, где его умерший родитель.
Как не нужно говорить « Мама хотела, чтобы ты был весёлым…» «Дедушка уснул навсегда»«Бабушка после того, как её увезли в больницу»«Не беспокойся, я никогда не умру»«Бабушка была больна…»« Уже прошло два года с тех пор, как умер дедушка. Все уже успокоились, но почему ты до сих пор расстроен?» «Не могу представить себе, что наша семья будет счастлива без него (неё)»«Твой брат (умерший), никогда не перечил мне, если я просила его помочь мне. В отличии от тебя»« Мы поговорим об этом позднее»
Смерть домашнего животного Что нужно принять во внимание.Сообщить о смерти животного, используя простые и понятные слова.Если ребёнок не видел труп – показать место обследования (у ветеринара) захоронения.3. Принять решение об усыплении животного без участия ребёнка.4. Используйте смерть животного в качестве основы для беседы с ребёнком о смерти вообще.5.Не стоит сразу заводить другое домашнее животное.
Травма и реакции на посттравматическое событие
Травма – крайне сильный источник стресса вне области обыкновенного человеческого опыта, который очень неприятени вызывает симптомы Вторичная (опосредованная) травма – реакция на описание травматических событий.Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – характерный симптомокомплекс, развивающийся послеПсихологической травмы.
Особенности травматического события ВнезапностьОтсутствие похожего опытаДлительностьНедостаток контроляГоре и утратаЭкспозиция смертиМоральная неуверенностьПоведение во время событияМасштаб разрушения
От чего зависит состояние защитных сил личности
От стрессоустойчивости человека! Молодцы! Знаете!
«ТРИ КИТА» стрессоустойчивости Ощущение важности своего существованияЧувство независимости и способности влиять на собственную жизньОткрытости и интереса к изменениям, отношения к ним не как к угрозе, а как к потенциальной возможности развития
Фазы развития ПТСРОтчаяньеОтрицаниеНавязчивостьПрорабатываниеЗавершение
Когда имеет смысл искать профессиональную помощь? Когда у Вас есть хронические, физические и телесные нарушения, а никаких медицинских причин не находятВы полностью поглощены мыслями о пережитомВы чувствуете себя очень одиноким и боитесьВам очень трудно принимать решения и сконцентрироваться на чем-тоВы испытываете чувство безнадёжности, депрессию или гневВы надеетесь. Что лекарственные средства, алкоголь или какие-то другие вещества успокоят вашу боль физическую или душевнуюВаша жизнь идёт наперекосяк: семейные конфликты, утрата дружбы, проблемы на работе, в школе.
Задачи психологаПОМОЧЬ: Принять реальность утратыЗаново приспособиться к действительностиВернуть эмоциональную энергию и вложить её в другие отношения
Этапы процесса сопровождения Диагностика Построение программы сопровожденияРеализация программыАнализ
Диагностика Диагностическое интервьюТест ЛичкоТест ЛюшераТест КеттелаПроективные методики (ДДЧ, Несуществующее животное, Карта страны, Контуры тела, Общий рисунок)Методика Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) Методика ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ — СУБДЕПРЕССИИ (ШСНС)
Индивидуальная программа сопровождения Длительность: от 2 до 6 мес (15 занятий либо 6, но по 3-4 часа). !!! После 12 занятия ребёнок получает представление о том, как пользоваться полученными навыкамиВключает: диагностику, психокоррекцию, реабилитацию, работу с родителями
Конечный результат должен выгладеть примерно так!!!