МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии Беркли и ЮмСубъективный идеализм
Джордж Беркли (1685-1753) Род. 12 марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт близ Томастауна (Ирландия) Учёба в Дублинском университете (1700-1704) Работа в Дублинском университете (Тринити-колледж) (1707-1724) Поездки в Лондон Поездки в Италию (1713-1714, 1716-1720) Миссионерская работа в Америке (Ньюпорт, Род-Айленд) (1728-1731) Епископ клойнский (с 1734) Ум. 14 января 1753 г. в Оксфорде
Джордж Беркли (1685-1753) Основные сочинения Опыт новой теории зрения (1709) Трактат о принципах человеческого знания (1710) Три разговора между Гиласом и Филонусом (1713) Джордж Беркли
Джордж БерклиСубъективный идеализм Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств Критика понятия материи как непосредственно не воспринимаемого «носителя» объективных чувственных качеств вещей как действующей причины ощущений как абсолютной субстанции, существующей вне нашего ума Радикальный номинализм Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений «Носитель» идей – не материя, а дух Проблема непрерывности существования Проблема реальности нечувственного Два вида ментальных сущностей Бытие других сознаний Солипсизм
ИмматериализмКритика концепции первичных и вторичных качеств Первичные качества –качества, идеи которыхсходны с самимикачествами тел. Протяжённость,форма, плотность,подвижность находятсяв самих телах. Вторичные качества –качества, идеи которыхотличаются отпородивших их форм. Цвет, звук, вкус,запах, тепло находятся в нашихорганах чувств.
ИмматериализмКритика концепции первичных и вторичных качеств Так называемые первичные качества:протяжённость, форма,плотность, подвижность – или находятсяв наших органахчувств или не находятсяв наших органахчувств (в этом случае ониничем, в сущности,не отличаются отвторичных качеств), (в этом случае мыих не воспринимаеми, следовательно,ничего о них не знаем).
ИмматериализмКритика понятия материи как «носителя» чувственных качеств
ИмматериализмКритика понятия материи как «носителя» чувственных качеств
ИмматериализмКритика понятия материи как причины ощущений (идей)
ИмматериализмКритика понятия материи как причины ощущений (идей)
ИмматериализмКритика понятия материи как абсолютной субстанции Если допустить возможностьсуществования вне духавещественных, имеющих формуи подвижных субстанций,соответствующих нашим идеямо телах, то как было бывозможно для нас знать о них?Мы должны были бы знать этолибо с помощью чувств,либо с помощью рассудка. Дж. Беркли.«Трактат о принципахчеловеческого знания».
ИмматериализмКритика понятия материи как абсолютной субстанции Что касается наших чувств,то они дают нам знание лишьо наших ощущениях, идеях илио тех вещах, которые, как бы мыих ни называли, непосредственновоспринимаются в ощущениях,но они не удостоверяют нас в том,что существуют вне духаневоспринятые вещи, сходныес теми, которые воспринимаются.Это признаётся самимиматериалистами. Дж. Беркли.«Трактат о принципахчеловеческого знания».
ИмматериализмКритика понятия материи как абсолютной субстанции Следовательно, остаётся допустить,что, поскольку мы обладаемкаким-нибудь знанием внешнихпредметов, это знание приобретаетсяблагодаря рассудку, умозаключающемуоб их существовании из того,что непосредственно воспринятов ощущении. Но я не вижу,какой рассудок может привести наск выводу о существовании телвне духа, исходя из того,что мы воспринимаем. Дж. Беркли.«Трактат о принципахчеловеческого знания».
Радикальный номинализм Локк Разве не нужны усилия испособности, чтобы составитьобщую идею треугольника? Ибо она не должна бытьидеей ни косоугольного,ни прямоугольного,ни равностороннеготреугольников;она должна бытьвсем и ничемв одно и то же время. Беркли Что может быть легче длякаждого, чем немного вникнутьв свои собственные мысли изатем испытать, может ли ондостигнуть идеи, котораясоответствовала бы данномуздесь описанию идеитреугольника, который никосоуголен, ни прямоуголен, ниравносторонен, ни равнобедрен,ни неравносторонен, но которыйесть вместе и всякий,и никакой из них?
Радикальный номинализм Абстрактные идеи не существуют, т.е. идея есть нечто единичное.
Субъективный идеализмВещи как комплексы ощущений Объект и ощущение –одно и то же. Бытие вещей состоитв их воспринимаемости. Esse est percipi.
Субъективный идеализм«Носитель» идей – не материя, а дух
Субъективный идеализм«Носитель» идей – не материя, а дух Идеи могут существовать лишьв уме (духе), следовательно,именно ум и «поддерживает»единство их комплексов.
Субъективный идеализмПроблема непрерывности существования Но комплексы идей (вещи), которыевоспринимались, потом перестали восприниматься и после перерыва восприняты вновь, существовали ли, вто время, когда они не воспринимались
Субъективный идеализмПроблема непрерывности существования
Субъективный идеализм Проблема реальности нечувственного Два видаментальных сущностей
Проблема реальности нечувственногоБытие других сознаний Но если духи воспринимают,но не воспринимаются(они ведь не составленыиз чувственных свойств), то откуда берётся ичто вообще такоеидея другого духа,в том числе – идея Бога и не вытекает лииз позиции Беркли солипсизм?
Солипсизм Солипсизм(лат. solus, единственный, ipse, сам) –философское учение, согласно которомунесомненно данным является лишьсобственный субъективный опыт,а всё, что считается существующимнезависимо от него(включая тело, мир внешнихсознанию вещей, других людей),в действительности –лишь часть этого опыта.
Солипсизм
Давид Юм (1711-1776) Род. 7 мая 1711 г. в Эдинбурге Учёба в Эдинбургском университете (1723-1726) Ум. 25 августа 1776 г. в Эдинбурге
Давид Юм (1711-1776) Трактат о человеческой природе (1739-1740) Опыты моральные и политические (1741-1742/1777) Исследование человеческого познания (1748/1751) Диалоги о естественной религии (1779)
Давид ЮмСамокритика эмпиризма Субъективный идеализм: гносеологическая версия Причины ощущений, а следовательно – и природа реальности, непознаваемы Гносеология Юма Два вида восприятий (перцепций) впечатления идеи Принципы ассоциации идей сходство смежность причинность Субъективность причинности
Субъективный идеализмГносеологическая версия
Субъективный идеализмГносеологическая версия Поскольку, согласно принципам эмпиризма,единственным источником наших знанийявляются чувственные ощущения, вопросо причинах ощущений не имеет смысла,так как такие причины должны быть или чем-тоощущаемым (иначе говоря – простодругим ощущением;но в этом случае вопросостаётся без ответа), или какими-тосверхчувственнымисущностями (которые чувствамине воспринимаютсяи, следовательно,остаются непознанными). И в том, и в другом случаесубъективный (идеальный) мирчувственных ощущений остаётсяединственном доступной нам реальностью.
Гносеология Юма Два вида восприятий
Гносеология Юма Два вида восприятий
Гносеология Юма Принципы ассоциации идей
Гносеология Юма Принципы ассоциации идей
Субъективность причинности Умозаключение о наличиикаузальной связи на основаниипоследовательности во времени –результат логической ошибки. «После» не значит «вследствие». Post hoc non est propter hoc.
Субъективность причинности
Эволюция британского эмпиризма XVII-XVIII в. От гносеологического оптимизма Бэкона … Знание – сила. Развитие науки – залог будущего благоденствия человечества. … через сведениеэмпиризмак сенсуализму (Локк)и элиминациюобъективного предметанауки (Беркли) … Достоверное знание невозможно и не нужно. Стремление к нему порой даже вредно. … к гносеологическому пессимизму Юма.
Вопросы?