МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии Гегель Абсолютный идеализм
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте Учёба в Тюбингенском университете (1788-1793) Преподавание в Йенском университете (1801-1807) Директор гимназии в Нюрнберге (1808-1816) Преподавание в Гейдельбергском университете (1816-1818) Преподавание в Берлинском университете (1818-1831) Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Основные сочинения Энциклопедия философских наук (1817) Наука логики (1812, 1813, 1816) Феноменология духа (1807)
ГегельАбсолютный идеализм Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта Действительность как процесс саморазвития Структура абсолютной реальности (система Гегеля) Логика (дух «в себе») Природа (инобытие духа) Дух («в себе и для себя») Диалектика (метод Гегеля) Соотношение между системой и методом Противоречие между системой и методом Панлогизм Гегеля и классический рационализм Принцип и законы диалектики Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания
Основные принципы философии ГегеляТождество субстанции и субъекта Если познавание рассматривать какорудие для овладения сущностью, то следует учесть, что применение орудия изменяет объект воздействия Может показаться, что если намизвестен способ действия орудия,мы можем вычесть из результата то,что в нём принадлежит этому орудию. Однако если из объекта воздействиявычесть результат воздействия, мылишь получим объект в исходном, вданном случае – непознанном, виде. Эта скептическая аргументация лишь кажется неопровержимой; на деле же она исходит из предпосылок, которые сами нуждаются в доказательствах, а именно: из представления о познавании как о некотором орудии и из отличия нас самих от этого познавания.
Основные принципы философии ГегеляДействительность как процесс саморазвития Истинное есть целое.Но целое есть только сущность,завершающаяся через своё развитие.Об абсолютном нужно сказать,что оно по существу есть результат,что оно лишь в конце есть то,что есть оно поистине;и в том-то и состоит его природа,что оно есть действительное,субъект или становлениесамим собою для себя.
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе») Чистое бытие образуетначало, потому что…первое начало не может быть чем-тоопосредованными определённым. Результат становленияпредставляет собой…наличное бытие.
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе») «В себе», в которое нечторефлектировано внутри себяиз своего бытия-для-иного,уже не есть абстрактное «в себе»,а как отрицаниесвоего бытия-для-иногоопосредовано последним,которое составляет,таким образом, его момент.
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе») Наличное бытиеесть бытие, имеющееопределённость,которая естьнепосредственная,или сущаяопределённость,есть качество.
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе») Качество есть определённость,тождественная с бытием. Нечто есть благодарясвоему качеству то, что оно есть, и,теряя своё качество,оно перестаёт бытьтем, что оно есть. Количество есть определённость бытия, не тождественная с самим бытием. Количество, в отличиеот качества, естьтакое определение, кизменению которогоопределённая вещьотноситсябезразлично.
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе») Мера есть качественноопределённое количество,т.е. количество, с которымсвязано некое наличноебытие или некое качество. Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе») Мера как единство качества и количества есть, следовательно,завершённое бытие. Действительность естьставшее непосредственнымединство сущностии существования
Структура абсолютной реальностиЛогика – природа – дух Мы начали с бытия, сабстрактного бытия… Теперь…мы имеем идею как бытие.Но эта идея, обладающаябытием, есть природа. Развитие духа состоит в том,что его выход из себя исамораскрытие естьвместе с тем еговозврат к себе.
Структура абсолютной реальности Дух («в себе и для себя») Природа… не доходит досознания самой себя… Толькочеловек впервые поднимаетсяот единичности ощущения к всеобщности мысли, кзнанию о самом себе, к постижению… своего «я». В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, освобождающий себя посредством своей деятельности… Подлежащий порождениюдухом и порождённый им мир – это объективный дух.
Структура абсолютной реальности Дух («в себе и для себя»)
Диалектика (метод Гегеля)Противоречие между системой и методом Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербахи конец классическойнемецкой философии». … Гегель вынужден был строить систему, афилософская система, по установившемусяпорядку, должна была завершитьсяабсолютной истиной того или иного рода.И тот же Гегель, который <…> подчёркивает,что эта вечная истина есть не что иное, каксам логический (resp.: исторический) процесс,<...> видит себя вынужденным положитьконец этому процессу, так как надо же былоему на чём-то закончить свою систему. <…>А именно, нужно было так представить себеконец истории: человечество приходитк познанию <…> абсолютной идеи иобъявляет, что это познание абсолютнойидеи достигнуто в гегелевской философии.
Диалектика (метод Гегеля)Панлогизм Гегеля и классический рационализм Классическийрационализм Мир понятен разуму, потому что он разумен. Субъект и объект познания функционируют по одним и тем же законам. ПанлогизмГегеля Мир понятен разуму, потому что он и есть Разум. Субъект и объект познания совпадают, а процесс познания и есть, в сущности,процесс становленияэтого разумного мира.
Диалектика (метод Гегеля)Панлогизм Гегеля и классический рационализм Метафизика Спинозы Существует толькоодна субстанция – Бог, или Природа. Диалектика Гегеля Природа – стадия впроцессе становления абсолютной субстанции-субъекта.
Диалектика (метод Гегеля)Панлогизм Гегеля и классический рационализм «Геометрическийметод» Спинозы Формально-логическаядедукция Диалектическийметод Гегеля Восхождение от абстрактного к конкретному
Диалектика (метод Гегеля)Принцип и законы диалектики Истинное развитие есть саморазвитие. Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей. «Механизм» развития: развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные. Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.
Вопросы