Инклюзивное образование семинар-практикум для педагогов ДОУ Автор: педагог-психолог Волицкая О.В.
Инклюзивное (франц.inclusif- включающий в себя, от лат.include- заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учебных заведениях. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное образование означает развитие общего образования, основанное на идее физической и организационной доступности для всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Инклюзивное образование означает развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как индивидуумам с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование означает исключение любой дискриминации детей, при создании особых условий для детей с ОВЗ. При эффективности разработанных методик, от инклюзии выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ. Идеология инклюзивного образования:
Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады. Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними. Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров. Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе без барьерной среды. Возможность повышения квалификации педагогов. Условия для реализации инклюзии в образовательном учреждении
создание уютного, комфортного пространства для всех создание среды, способствующей гармоничному развитию личности формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс Задачи инклюзивного сада:
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования:
Практическое задание Приведите примеры дидактического материал, разноуровневых заданий, позволяющих ребенку самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)
Упражнение «Сиамские близнецы»
Упражнение «Слепой и поводырь»