Групповая работана уроках в начальных классах Составила : учитель начальных классов МОУ СОШ №20 г. Пласта Сапунова Н. В.
Цитата.«Отдельный человек , как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе…Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком»Л. Фейербах
Использование на уроках групповой работы убеждают нас в том, что:Возрастают глубина понимания учебного материала, познавательная активность творческая самостоятельность учащихся;Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;Сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
Растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Целями организации совместной учебной работы детей являются:Дать каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;Опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.
Какие роли должны быть в группе?Организатор ( куратор) – отвечает за работу группы в целом;Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;Секретарь – записывает высказанные идеи и решения;Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;Контролёр – проверяет все ли поняли принятое решение.
Группы в процессе работы
Алгоритм движения при выполнении задания в группеПовторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания. Анализ условия ( разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).Выдвижение версий всеми членами групп ( формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы).
Обоснование версий , их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.Совместное принятие решения.Анализ решения задания, его оформление.Проговаривание в группе выступления спикера.Представления решения спикером.
Задания для групповой работы:1. Наблюдения.2.Подготовка учебного материала для класса.3.Дидактические игры.
Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы.Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;Разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;Групповая работа должна занимать не более 15 – 20 минут в I –II классах, не более 20 – 30 минут – в III –IV классах;
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума ( обыкновенный колокольчик).Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
« Только в общении с себе подобными и возникает мораль, и главным « моральным органом» является человеческое сердце»Гемстергойс« Человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к самому себе как к человеку». К. Маркс
Спасибо за внимание!