Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы(из опыта работы учителя гимназии № 505 Кологрив Елены Владимировны)
В технологии КМ выделяют три стадии:1. Стадия вызова.2. Стадия осмысления новой информации.3. Стадия рефлексии.
Первая стадия – вызов – обязательна на каждом уроке. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме;вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать его к учебной деятельности;сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;- побудить ученика к активной работе на уроке
I. Стадия вызова Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из 2-х элементов –мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.
Двойной дневник+Стал ближе к обществу;Стал заметнее (о нем заговорили);Стал увереннее -Забросил работу;Стал делать ошибки;Испытал потрясение от встречи со Значительным лицом;умер
Способы характеристики героя
Вторая стадия урока по технологии критического мышления – осмысление. Эта стадия позволяет ученику- получить новую информацию;- осмыслить ее;- соотнести с имеющимися знаниями;- искать ответы на поставленные ранее вопросы
ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ
Прием«Знаю – хочу узнать - узнал».
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»«Листочки» - это ПРОГНОЗ«Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования Сама ТЕМА - это «ствол дерева» прогнозов
Третья стадия урока – рефлексия. Здесь основным является- целостное осмысление, обобщение полученной информации;- присвоение нового знания;- формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.
План лингвистического сочинения«Какова роль вводных слов?»
Что дает технология критического мышления дает ученику:- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что технология критического мышления дает учителю: умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
СПАСИБО