Роль родителей в регулировании детских школьных конфликтов Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 24 Дульцева Екатерина Александровна
Актуальность проблемы Повышение роли родителей в воспитательном и образовательном процессе является важнейшим требованием развития общества в современном мире. Это предполагает полноправное партнёрство педагогов и родителей. В современных социальных условиях: происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку; родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами; дети предоставлены самим себе и пресловутой улице. При этом увеличивается количество детских конфликтов и особую актуальность приобретает приобщение родителей к их урегулированию.
Цели и задачи мастерской Тема :«Роль родителенй в урегулировании детских конфликтов». Цель : оказание помощи родителям в урегулировании детских школьных конфликтов. Задачи: 1. Определить значение роли родителей в школьных конфликтных ситуациях. 2. Выявить возможности родителей в оказании помощи в школьных конфликтах. 3. Разработать информационное сопровождение педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей. 4. Разработать методические рекомендации по проблеме в помощь родителям.
Конфликт изучали: социологи (Г. Спенсер, М. Вебер, Т. Парсонс и др. ); естествоиспытатели ( Ч. Дарвин, У. Самнер и др.); философы (Платон, Геродот,Т. Гоббс, Г. Гегель…) психологи ( К. Томас, Г. Томас, Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е... ) Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение, противоборство. Конфликт это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Понятие конфликта, его сущность
Виды конфликтов Межличностный Внутриличностный Деловой Скрытый Сглаженный Острый
Стратегия поведения в конфликте Конкуренция, соперничество («акула») стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество («сова») выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. Компромисс («лиса») выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Избегание, уклонение («черепашка») уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. Приспособление («медвежонок») принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
Отрицательный последствия конфликта Психическая и физиологическая дезорганизация (снижение активности и эффективности деятельности) Состояние сомнения (неуверенность в себе, в своих силах) Появление агрессии или покорности (внутриличностный конфликт) Возникает чувство неполноценности Итог: стресс; фрустрация; неврозы.
Положительные стороны конфликта Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; Получение новой информации об оппоненте; Источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию; Снятие «синдрома покорности» у подчиненных; Диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны.
Школьные конфликты или повод для недовольств…(родитель-педагог –ученик) Взаимоотношение детей (враждующие стороны); Тема отметок (болезненная реакция); Объем знаний; Непрофессионализм учителя; Нездоровая обстановка в школе.
Беспроигрышный метод решения конфликтов (Томас Гордон) Шаг 1 - Распознавание и определение конфликта Цель - Вовлечь оппонента в процесс решения проблемы Шаг 2 - Выработка возможных альтернативных решений Цель - Собрать как можно больше вариантов решения Шаг 3 - Оценка альтернативных решений Цель - Активизировать оппонента на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту Шаг 4 - Выбор наиболее приемлемого решения Цель - Принять окончательное решение Шаг 5 - Выработка способов выполнения решения Цель - Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения Шаг 6 - Контроль и оценка его результатов Цель - Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения
Роль родителей в школьных конфликтах Скандалы; Угрозы; Жалобы администрации Либо Искусство дипломатии. Научиться взаимодействовать педагогам, родителям учеников, правильно реагировать на конфликтную ситуацию через разные формы работы: анкетирование; лектории; круглые столы; тренинги; распространение буклетов (памяток и т.п.).
Педагог Родитель Ребенок