Анализ детско-родительских отношений на основе опроса родителей и подростков Автор: Климович С.М., педагог-психолог, МОУ СОШ №3, 2008.
Цель: выявить особенности детско-родительских отношений в семье учащихся 7 – 9 классов СОШ № 3;провести сравнительный анализ родительского отношения по результатам, полученным по двум методикам.
Методики 1. Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Цель: выявляет особенности детско-родительских отношений в семье. 2. Опросник «подростки о родителях» (Р.В.Овчарова, М.О.Ермихина). Цель: помогает изучать установки, поведение и тактику воспитания родителей так, как это видят и понимают их дети в подростковом возрасте.
Шкалы родительских отношений «Принятие – отвержение»Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку.«Кооперация»Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ему, сочувствует и доверяет ребенку.«Симбиоз»Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Насколько близко являются детско-родительские отношения. «Авторитарность» Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.«Маленький неудачник» Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
Принимают своего ребенка таким, какой он есть
Не доверяют своему ребенку,но одновременно принимают его таким, какой есть
Требуют от ребенка безоговорочного послушания, навязывают свою волю, за проявления своеволия ребенка наказывают
Не доверяют своему ребенку,но одновременно принимают его таким, какой есть(дополнительные ответы детей)
Вывод: В семьях преобладают позитивные, положительно-эмоциональные отношения между родителями и детьми. Но вместе с тем в этих же семьях присутствует авторитарный стиль воспитания, где родители требуют от ребенка безоговорочного послушания, навязывают свою волю, наказывают.