Тема урока: Законы конкурентных отношений в природе. Цель урока: изучить законы конкурентных отношений в природе; знать значение понятия «конкуренция» и какова её роль в природе.
План урока. Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания) 1. тестирование; 2. работа с графиками; 3. работа со схемами; 4. работа в малых группах. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы. Доклады учащихся. Закрепление изученного материала учебник §10, вопросы 2,3,4,6. Подведение итогов
Проверка знаний учащихся Работа с тестами: Рабата с графиком: В малых группах: Работа со схемами.
Изучение нового материала. Местообитание – это территория или акватория, занимаемая популяцией, с комплексом присущих ей экологических факторов. Стации – местообитание наземных животных. Экологическая ниша – совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида. Фундаментальная экологическая ниша – ниша определяемая только физиологическими особенностями организма. Реализованная ниша – ниша в пределах которой вид встречается реально в природе. Реализованная ниша – это та часть фундаментальной ниши, которую данный вид или популяция в состоянии «отстоять» в конкурентной борьбе.
Изучение нового материала Конкуренция – отрицательные взаимодействие двух организмов, стремящихся к одному и тому же.
Изучение нового материала Межвидовая конкуренция – это взаимодействие между популяциями, которое вредно сказывается на их росте и выживании. Процесс разделения популяциями видов пространства и ресурсов называется дифференциацией экологических ниш. Результат дифференциации ниш снижает конкуренцию.
Изучение новой темыДоклад « Примеры биохимического взаимовлияния древесных растений»
Изучение нового материала Межвидовая конкуренция
Межвидовая конкуренция Европейская норка Американская норка
Изучение нового материалаДоклад « Конкуренция среди муравьёв разных видов » Различия в способах добывания корма
Изучение нового материала. Вопрос: В чём проявляется следствие межвидовой конкуренции? Ответ: У особей одного вида уменьшается плодовитость, выживаемость и скорость роста в присутствие другого Работа по таблице. Результаты конкуренции между видами жуков мучных хрущаков в стаканчиках с мукой. Вывод: Результат конкуренции между двумя видами жуков – мучных хрущаков- зависит от условий среды.
Изучение нового материала. Вопрос. Каковы пути выхода из межвидовой конкуренции? ( у птиц) Вывод. Перечисленные пути выхода из межвидовой конкуренции дают возможность сосуществования экологически близким популяциям в одном сообществе.
Изучение нового материалаПути выхода из межвидовой конкуренции Различия в размерах организмов О р ё л С о к о л
Изучение нового материалаРазличия во времени активности С О К О Л С О В А
Изучение нового материалаПространственное разделение пищевых «сфер влияния» Пять видов куликов с разной длинной клюва
Изучение нового материала Пространственное разделение мест гнездования
Изучение нового материала Вопрос: В чём опасность внутривидовой конкуренции? Ответ: Уменьшается потребность ресурсов в расчёт на одну особь; в результате – понижается скорость индивидуального роста, развития количества запасаемых веществ, что в конечном итоге снижает выживаемость и уменьшает плодовитость.
Изучение нового материала Механизмы выхода из внутрипопуляционной конкуренции у животных
Закрепление изученного материала. Учебник, § 10, вопросы 2,3,4,6. Выводы: Конкуренция приводит к естественному отбору в направлении увеличения экологических различий между конкурирующими видами и образованию ими разных экологических ниш.
Итог урока. Оценка знаний учащихся. Домашнее задание: § 10, вопросы 1,5. Темы для дискуссий 1-4. Благодарю всех за урок.