«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» Педагогический советЗаместитель директора Ю.Н. Толстихина
Основная цель Через проживания в активных процессах поисково- познавательной деятельности способствовать систематизации знаний педагогов о ключевых понятиях «Мотивация учебной деятельности» и получению представлений о формировании мотивационной сферы обучения.
Задачи: 1. Систематизация теоретических положений о ключевом понятии «Мотивация учебной деятельности»2. Разработка структурной схемы «Мотивационная сфера ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида.3. Знакомство с приёмами формирования мотивационной учебной деятельности.
План проведения 1. Сообщение о теме педсовета, его целях и задачах.2. Обоснование выбора темы.3. Краткие теоретические сведения по проблеме.4. Создание структурной схемы «Мотивация учебной деятельности и обеспечение условий для её развития»5. Принятие решения.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию.
МОТИВ Приводить в движение, толкатьПобуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося)
МОТИВАЦИЯ Побуждение, вызывающее активность и определяющее её направленность.
МОТИВАЦИЯ СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА формирование положительного отношения ребенка к занятиям (к учению);развитие собственной активности ребенка;формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;формирование и развитие целенаправленных действий;развитие планирования и контроля деятельности;развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
СМЫСЛ УЧЕНИЯ Внутреннее отношение школьника к учению, сложное личностное образование, которое включает в себя два момента:1. Осознание ребёнком объективной значимости учения.2. Понимание ребёнком субъективной значимости учения.
УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ: Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий без боязни ошибитьсяОценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения. (ПРИМЕР)
МОТИВ УЧЕНИЯ Побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его завершении.
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ Выбор действия в соответствии с возможностями ученикаСоздание ситуации успехаИспользование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельностиИспользование познавательных и дидактических игр, игровых технологийПрименение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученикаВера учителя в возможности ученикаСтимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибитьсяОценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ Это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.__________________________________ ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ЦЕЛЕЙ ВОПЛОЩАЮТСЯ МОТИВЫ УЧЕНИЯ.
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности и постановки учебных задачВыбор средств адекватных целиУчет возрастных и психофизических особенностейИспользование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
ЭМОЦИИ Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они зависят от особенностей учебной деятельности, сопровождают процесс учения и предшествуют ему.__________________________________ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ ЭМОЦИЯМИ ПРОТЕКАЕТ НАМНОГО УСПЕШНЕЕ!
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ Нестандартная форма проведения уроковСоздание ситуации успехаСоздание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на урокеЭмоциональная речь учителяИспользование познавательных и дидактических игр, игровых технологийВера учителя в возможности ученика
ИНТЕРЕСЫ Познавательно- эмоциональное отношение школьника к учителю._________________________________ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЭТО СООТНОШЕНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРА МОТИВОВ, ЗРЕЛОСТИ ЦЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИЙ
Проект решения педагогического совета по вопросу:«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» 1. Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировать теоретические основы по проблеме мотивации учения2. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя схему формирования мотивационной сферы обучающегося3. Обобщить опыт учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме4. Обобщённый опыт учителей- предметников рассмотреть на методических объединениях (январь- февраль 2010 года)
Список рекомендованной литературы: 1. Г.Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии»2. Д.Г. Левитес «Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит» Воронеж: НПО «МОДЭК», 20013. В.И. Петрушин « Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя» М.: Педагогический поиск, 2001
СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ!