Методы и приемы развития связной речи младших школьников с нарушением речи
«…Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» Ф. А. Сохин
Принцип коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР Одновременная работа над всеми компонентами речевой системы Фонематические процессыЗвуко-буквенный анализ и синтез словЛексико-грамматическая сторона речиМетод устного опережения Учить излагать суть заданияОтвечать на вопросыРассказывать о последовательности выполнения задания
Последовательность работы по развитию навыков пересказа Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы Последовательный пересказ текстов с опорой на предметные картинки и вопросы (выраженная причинно-следственная связь) Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по знаковым схемам Пересказ текстов-описаний с опорой на картинки, вопросы, схемы Выборочный пересказ. Составление плана. Краткий пересказ Творческий пересказ (по началу, концу, середине)
Последовательность работы по развитию навыков устного сочинения Связные высказывания, рассказы повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам Рассказ по вопросам Рассказ по вопросам и картинке Рассказ по опорным словам и картинкам Рассказ по серии картинок с использованием вопросного плана Сравнительный рассказ-описание по предметам (картинкам) с использованием графических схем, вопросовРассказ по сюжетной картинке с использованием опорных слов Рассказ по материалам наблюдений по опорным словам, вопросному плану
Творческое рассказывание В рассказе придуманы, вымышлены образы или действия Рассказ на основе воображенияЗначительная аналитико-синтетическая деятельность мозга
Творческое воображение Функция Преобразованиеопыта Комбинации пережитых впечатлений Возраст С 6 лет Приобретаетактивный,созидательныйхарактер репродуктивное творческоеРоль критического мышления Не пустое фантазирование Нагромождение фантазий потеря сюжетной линии
Роль навыка творческого рассказывания Ответы у доскиРассужденияДоказательстваНаписание сочинений, изложенийОбщение Влияние на познавательную деятельность, личность
Психологические предпосылки самостоятельного рассказывания Активность, интеллектуальность, внутренняя опосредованность вниманияПроизвольность и образность памятиЛогика и понятийность мышленияУправляемость воображения Совершенствуются в ходе составления рассказа
Рассказы по сюжетным картинам Воздействие на эмоции,мотивация интерес Наглядная опора для активного, продолжительного диалога Стимуляция речевой и мыслительной деятельности Трансформация исходного рассказа по картине Картина – наглядная база для возникновения нового замысла
Виды творческого рассказывания по сюжетной картине С добавлением последующих событийС заменой объекта С заменой действующего лицаС добавлением предшествующих событийС добавлением предшествующих и последующих событийС добавлением объекта С добавлением действующего лицаС добавлением объектов и действующих лицС изменением результата действияСо сменой времени действия
Этапы работы по сюжетной картине Анализ содержания картины Активизация психических процессов Составление исходного рассказа по картине Планирование творческого рассказа Творческий рассказ Место действияВремя действияСвойств объектов и предметовЦели действия персонажейПричинно-следственные связи ИнтересаВниманияПамятиВоображенияМышленияИнициативности
Готовность к овладению навыками самостоятельной письменной речи письменная речь Операциональная база Устно-речевая база Функциональная база
Функциональная база письменной речи Психические процессы и функции Кратковременная память Словесно-логическая память Внимание Мышление Слухо-моторныекоординации
Операциональная база письменной речи Компоненты и действия письменной речи Фонематический анализ Мотивация Действия со словами Решение орфографических задач Графомоторные программы Проверочное чтение
Устно-речевые предпосылки письменной речи Состояние звукопроизношения Состояние фонематического слуха Состояние лексико-грамматическогостроя речи
Стратегия формирования готовности к овладению связной письменной речью Методика формирования функциональной и операциональной готовности – Г. В. Чиркина системность
I уровень Пропедевтический блок Составить подписи к картинкам Списать предложение Закончить предложение одним словом Записать отгадки к загадкам Ориентировочный блок Функциональные предпосылки Операциональные компоненты Полифункциональные упражнения Расширение перцептивного диапазона Объем внимания, кратковременной памяти Сукцессивные функции
Приемы расширения перцептивного диапазона Трехбуквенные словаТрехбуквенные слова Пары лексем, состоящих из 3 букв Расширение синтагм (4, 5, 6 лексем)
II уровень базовый блок Функциональные предпосылки Составление устного рассказа по вопросам Рассматривание картинки (животное) Универсальный план описания животного Операциональные компоненты Графическое моделирование + репродукция текста Составление вербальных алгоритмов +пересказ
Сочинение «Как доктору Пилюлькину добраться к больному Незнайке?» Опора на готовый зачин и графическую схему (карту города)Ситуация отсутствия адресата, использование карты-маршрутаЭлемент игрыПовышение мотивации письменной речи
II уровень – промежуточный блок Функциональные предпосылкиОперациональные компоненты Замена лексемы-2 Литеро-пространственный диктант Орфографический поиск-1 При проверке работвыделяется место ошибки Заполнение разветвляющегося алгоритма Сжатие текста – 2 (без предварительного вычеркивания) Глубинная рецепция -2 (анализ содержания)
Перепутанные цепочки слов
1. Сочинение «Инструкция входа в метрополитен» Опора на готовый разветвленный алгоритм после его анализа 2. Сочинение «Как от школы добраться на метро до цирка?» Опора на карту (схему метрополитена) При проверке работвыделяется слово с ошибкой
II уровень – продвинутый блок Функциональные предпосылки Наложение перцептивных полей Чтение предложения + постукивание Операциональные компоненты Распространение текста Глубинная рецепция -3 (текст-описание природы) Актуализация мотивации письменной речи Орфографический поиск-3 При проверке работвыделяется строка с ошибкой
Повествовательное сочинение с элементами описания (описание месторасположения объекта) Опора на карту- схему маршрута Опора на карту без географических названия и маршрута Показать на карте и описать путь к обозначенному объекту по памяти (пересказ записанной ранее информации) 2. Показать и описать путь к обозначенному объекту по письменному описанию
Самостоятельное составление текста-инструкции 1. Составление письменной инструкции по пользованию кнопочным телефоном(Опора на готовый алгоритм)2. Выполнение программы, редактирование текста
Благодарим за внимание !!!