Педагогический совет «Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития» 13 декабря 2005 года
МОТИВ 1. Побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. По личным мотивам. Важный мотив.2. Довод в пользу чего-нибудь. Привести мотивы в пользу своего решения. Убедительный мотив. МОТИВАЦИЯ [нем. Motivation, фр. motivation < лат. — см. мотив1]. Наличие причинно-следственной связи между какими-нибудь действиями, явлениями, поступками. Изучать мотивацию поведения детей. Мотивационный — относящийся к мотивации.
Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов. Виды целей: Конечные (получить правильный результат решения)Промежуточные (различать способ работы и результат, найти несколько способов решения)
Уровни целей: Широкие познавательныеУчебно-познавательныеСамообразованияСоциальные (занять позицию в общении найти оптимальные способ сотрудничества)
Этапы реализации целей: Постановка, обоснования Мысленное предвидение результата и способа его достиженияАпробирование целей действием Конкретизация конечной цели в виде промежуточных целей Выбор из нескольких целей одной наиболее реалистичной Обоснование расхода времени и сил, построение плана действий Достижение целиПроверка степени достижения цели по соотношению между требуемым, желаемым и фактическим результатами
Качество целей: Новые Нестереотипные Гибкие Перспективные Устойчивые Противоположные всем вышеперечисленным
Проявление целей: Доведение работы до конца или ее постоянное откладывание Стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность Преодоление препятствий или срыв работы при их возникновенииОтсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость
Учебная мотивация
Содержательный мотив познавательный интерес, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания; потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания; мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности.
Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности. Прежде всего это потребность в общении (общение со сверстниками, сотрудничество с ними, признание в коллективе на основе учебных успехов)
Виды эмоций: Положительные (радость, удивление, удовлетворение, уверенность, гордость и т.д.)Отрицательные (страх, обида, досада, скука, беспокойство, унижение и т.д.)
Уровни эмоций: ИнтенсивностьОсознанность ИзбирательностьНасыщенность Устойчивость
Проявление эмоций: Общее поведениеОсобенности речи Моторика МимикаПантомимика
Типы отношений
Отрицательное отношение Бедность и узость мотивов ученияПознавательные мотивы исчерпываются интересов к результату Не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудностиНе сформирована учебная деятельность Отсутствует умения выполнять действия по развернутой инструкции взрослогоОтсутствует ориентация на поиск разных способов действия
Положительное (ситуативное) отношение Неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интересаВозникновение первых предпочтений одних учебных предметов другим Широкие социальные мотивы долгаПонимание и первичное осмысление целей поставленных учителем Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных инструкций, а также простых видов самоконтроля и самооценки
Положительное (личностное, ответственное) отношение соподчинение мотивов и их иерархия устойчивость и неповторимость мотивационной сферысбалансированность и гармония между отдельными мотивациями умение ставить перспективные и нестандартные цели и достигать их умение преодолевать препятствия при достижении цели Учебная деятельность характеризуется:поиском нестандартных способов решения учебной задачигибкостью и мобильностью способов действийналичием культуры учебного трудаиспользованием результатов учения на практикевыходом из учебной деятельности в самообразовательную переходом к творческой деятельностью.
Презентацию подготовила Заместитель директора по учебно-воспитательной работеПшеницына Ольга Владимировна, 1 квалификационная категорияСвердловская областьГ. Каменск-УральскийМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38»