Педагогическое общение –как один из факторов, повышающий образование. Выполнила: Крупенина О.В.МОУ «Гимназия № 18»
В учительской среде ходит поговорка «трудно быть Богом и педагогом». Да, у нас хватает трудностей, но подчас мы сами же их и создаем. Классный руководитель, действительно, значимая в школе фигура. И дети хотят, чтобы рядом с ними были классные «классные». Вот тут и начинается самое главное:уметь найти подход в общении с ребёнком.
Общение - совместная деятельность людей, участники которой относятся друг к другу и к самим себе как к субъектам. Партнеры по общению равноправны как свободные, уникальные и ценные друг для друга субъекты, независимо от их возраста, образования, социального положения. Под субъектом понимается человек, активно действующий и познающий внешний мир (объект), обладающий сознанием, самосознанием и волей.
Основная цель педагога - создать условия для развития у ребёнка интереса к строительству собственной личности, осознанию индивидуальности в сфере культуры общения. Для реализации данной цели педагогу важно решать следующие задачи:1. Изучать интересы и проблемы учащихся, совместно с ними решать эти проблемы.2. Дать ребёнку возможность действовать, проживать ситуацию (в игре, практикуме, тренинге, танце, поступке, проекте). Предлагаемая деятельность должна быть творческой, значимой для его личностного развития, продуктивной, осмысленной.3. Предлагать варианты деятельности и возможность выбора.4. Создавать атмосферу доверия и защищенности, необходимую для раскрытия внутреннего мира каждой личности. 5. Расширять круг общения.6. Относиться к своей ошибке и ошибкам других как к полезному опыту.
1. Авторитарный. При авторитарном стиле характерная тенденция на жёсткое управление и всеобъемлющий контроль . 2. Попустительский. Главной особенностью попустительского стиля руководства является самоустранение классного руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее.3. Демократический . Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. 4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. 5. Общение-дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция.6. Общение – устрашение. Этот стиль общения связан с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.7. Заигрывание. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Таким образом, все перечисленные педагогические стили общения в чистом виде не существуют. Они взаимосвязаны между собой.Поэтому, педагог должен обладать умениями, необходимыми для общения с детьми.
1. Умение понять позицию другого.2. Ориентация на развитие личности ученика.3. Проявление интереса к его личности.4. Умение встать на точку зрения ученика.5. Умение создать обстановку доверительности.6. Приобретение демократического стиля руководства.7. Готовность поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним.8. Умение поддерживать равное отношение ко всем детям.9. Отказ от стереотипа «учитель всегда прав».10. Умение с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации.11. Не замечать некоторых негативных моментов.12. Быть готовым к улыбке.13. Владеть тонами и полутонами.14. Слушать и слышать ученика, не прерывая его речи и учебных действий.15. Умение не бояться обратной связи от учеников.16. Умение действовать в обстановке публичного выступления.
Спасибо за внимание.