Основные направления взаимодействия школы с родителями. г. Бийск гимназия №11
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами учебно-воспитательного процесса в школе, возложила на них ответственность за качество образованиясобственных детей. «Нас трое: я, ребёнок и родители. Мы все трое заинтересованы в позитивном решении проблем детей. И мы все трое должны объединить все свои усилия и направить их на решение этих проблем». Гиппократ
Модель взаимодействия школы и семьи
I.Изучение семьи.родительские вечераделовая играиндивидуальные консультациирезюме родителей о себепедагогический консилиум II.Информирование. родительские чтения тематические консультации общешкольные родительские собрания родительские собрания вечер вопросов и ответов Информационный листок информационное объявление беседаIII.Просвещение.школьный лекторийсеминарпедагогический практикумдискуссииконференцияродительские тренингиродительские рингиделовая игра
IV.Привлечение к совместной деятельности.круглый столорганизация творческой группышкольная дума совет класса V. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. индивидуальные встречи тематические консультации VI.Участие родителей в управлении и самоуправлении школой. родительский комитет совет класса совет школы попечительский совет общешкольный совет
Изучение семьи Для чего школе нужна информация о семье?Для отслеживания и сопровождения семьи, позволяющих выяснить ееособенности и использовать способность воздействовать на ребенка.Для привлечения родителей к работе школы.Для осуществления внутришкольного мониторинга при помощи семьи,позволяющего контролировать качество предоставляемых школойобразовательных услуг.Для проведения информационно-просветительской работы родителей,а так же создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток»
Механизм влияния семьи на формирование личности. I.УРОВЕНЬ1.Социальное положение родителейа)профессиональное положение;б)социально-политическое положение;2.Демографический состав семьиа)состав взрослых;б)состав детей;3.Характер семейных отношенийа)взаимоотношения родителей;б)родители и дети;в)взаимоотношения детей;г)внесемейные связи.II.УРОВЕНЬа)материальные факторы;б)образовательный уровень;в)культурный уровень.
Информирование Общая информация может включать различные аспекты и содержать:нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждения (конвекция о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании»,Федеральное положение о данном виде образовательных учреждений,региональные правила приема в образовательные учреждения, уставобразовательного учреждения);новое о современном образовании района, города, страны;сведения о типах существующих в данной местности школ;сведения о путях и формах получения дополнительного образования на базе школы;сведения о том, в каких учреждениях можно сдать экзамены за курс основной школы экстерном;о центрах помощи детям и подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации;сведения о самой школе (ее структуре, реализуемых образовательных программах, кружках и работающих секциях, клубах).
Родительские чтения - форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.Общешкольные родительские собрания Проведение круглых столов совместно с родителями
Просвещение С помощью просвещения мы готовим из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеалами, на которые опирается педагогический коллективПросвещение всегда направлено на свободное развитие личности путем передачи как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений.В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов - в данном случае участники (слушатели) более активны.В просвещении важно учитывать актуальные потребности родителей и не заставлять их терять время на прослушивание скучных лекций или давно известных фактов.Если школа заинтересована в родителе как в компетентном партнере, именно ППР является наилучшим способом повысить его педагогическую компетентность.
Принципы педагогического просвещения родителей Гуманистический характер отношений педагога и родителей, родителя и ребенка. Все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальномсотрудничестве, демократии и творческих началах,Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным групповым проблемам. Это может повысить актуальность ППР в глазахпотенциальных участников.Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего периода обучения ребенка в школе: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер.Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развиватьнавыки. Здесь как раз тот случай, когда дифференциация взрослых не только желательна, но и обязательна: иначе взаимодействие не будет эффективным.Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала.
Формы педагогического просвещения 1. Лекция 2. Семинары 3. Педагогический практикум.4. Дискуссии (диспуты)5. Конференция Виды конференций:научно-практическая, теоретическая, читательская (обзоры и выставки литературы для родителей), тематическая.
Привлечение родителей к совместной деятельности. Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс необходимо иметь целевую программу его организации.В этой программе обязательно должны быть отражены подготовительная работа, организация практической работы по включению родителей в созидательные сообщества детей и взрослых Особенности взаимоотношений педагога с родителями в том, что он не может обязать родителей участвовать в жизнедеятельности сообщества. Он может только пригласить, попросить их принять участие в этом.
Важнейший путь развития сотрудничества родителей и учителей - это организация их совместной деятельности эффективность которой повышается, если:сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций в этом процессе;создаются ситуации свободного выбора участников видов и способов деятельности.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Задача педагогического коллектива - выработать общую позицию по вопросам сопровождения семьи и создать систему по предупреждению этих явлений.В решении этой задачи следует выделить два аспекта:Корректировка воспитания в отдельных семьях. Работа классного руководителя с неблагополучными семьями…
Участие родителей в управлении и самоуправлениишколой Родительский комитет класса может выполнять следующие функции:1. учебно-воспитательную (оказание помощи в учебе и внеклассной работе);2. культурно-массовую (организация экскурсий, поездок, посещение театров, музеев, выставок и т.д.);3. спортивно-туристическую;4. профориентационную (помощь в проведении бесед о профессиях, экскурсии на предприятия);хозяйственно-бытовую и функцию корректировки семейного воспитания (если есть необходимость работы с неблагополучными семьями).
Совет класса, совет школы. В настоящее время появилась новая форма взаимодействия класса с родителями учащихся - Совет класса. В Совет класса целесообразно включить актив учащихся, актив родителей и классного руководителя. Наиболее эффективен школьный совет, состоящий из трех секторов:1. Педагогический сектор занимается кадровыми вопросами, повышением квалификации учителей, осуществляет общественный контроль.2.Родительский сектор, созданный вместо родительскогокомитета, помогает решению вопросов детского питания, ремонта школы, организует педагогический всеобуч родителей, работает с родителями, помогает в проведении воспитательных мероприятий.Совет родительского сектора избирается представителей родительских комитетов и утверждается на общешкольном родительском собрании.3. Ученический сектор создается вместо учкома. Он осуществляет функции детского самоуправления. Избирается собранием представителей 5-11 классов. Его обязанности организация дежурств, трудовых дел, спортивных соревнований, вечеров, походов, олимпиад, стенной печати и т.д. В школе могут действовать кружки, общества, детские организации, их представители входят в состав ученического сектора Совета школы.
Попечительский совет Предметом и целью деятельности общественного Попечительского совета является организация помощи школе в деле воспитания, обучения, улучшения условий жизни и быта учащихся.Основные направления работы Совета:содействие укреплению и совершенствованию финансовой, информационной и материальной учебной базы школы;содействие созданию оптимальных условий для учебы, труда, быта,отдыха и медицинского обеспечения обучающихся и сотрудников;материальная и организационно-методическая поддержкаобеспечения и совершенствования учебного и воспитательного процесса вшколе;стимулирование и содействие использованию и развитиюэффективных инновационных образовательных программ, методическихпособий, средств бучения и контроля в школе;пропаганда образовательной, воспитательной, производственной ииной общественно-полезной деятельности сотрудников, обучающихся вшколе;оказание материальной и иной поддержки одаренным лицам,обучающим или работающим в школе, а также оказание материальнойподдержки нуждающимся обучающимся и работающим школы;организация правового консультирования, правовой защитыобеспечения и поддержки прав, свобод и интересов обучающихся иперсонала.
Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника. Надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы воспитательные результаты школы не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь ученик и его развитие.