Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе.МБОУ СОШ №6 г Мытищи
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённые дети: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Категории одаренных детей:1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Основные направления работы с одарёнными детьми
Основные направления работы I. Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало. 2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей. 3. Развитие творческих способностей учащихся. 4. Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Признаки одарённостиНаличие специфических стратегий деятельности-быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения;-использование и изобретение новых способов деятельности ;-выдвижение новых целей деятельности .Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности Особый тип организации знаний одарённого ребёнка.Своеобразный тип обучаемости. Повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям .Непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.Высокая требовательность к результатам своего труда, склонность ставить сверх трудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству
Формы выявления одарённых детей: наблюдение;общение с родителями;работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Цели образования-развитие духовно-нравственных основ личности одарённого ребёнка, высших духовных ценностей;- создание условий для развития творческой личности;-развитие индивидуальности одарённого ребёнка;-обеспечение широкой образовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня.
Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; кружки по интересам; конкурсы; спецкурсы; участие в олимпиадах; занятия в профильных классах интеллектуальные марафоны
Схема работы
«Дни наук» в начальной школеЗадачиВовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельностьПовышение интереса к изучаемым учебным дисциплинамФормирование положительной мотивации в учебной и внеучебной деятельности
«Дни наук» в начальной школеПроводятся на последней неделе январяМинимум по одному мероприятию в каждом классеПо окончании уроков