Содержание, методы и формы работы с одарёнными детьми Учитель начальных классов МОУ СОШ №3 г. Ардона Мирзаханян И. Р.
Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом. П.Вайнцвайг
Одной из актуальных задач является развитие индивидуальных способностей. Воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Причины изучения одарённости сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Первое условие развития творческих способностей – раннее начало.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ Одаренность
Виды одарённости: музыкальное дарование художественная одарённость математическая и шахматная одарённость литературное дарование. социальная одарённость.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле помогут тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии.
Урочная и внеурочная деятельностьМетоды- исследовательский- частично-поисковый;- проблемный;- проективный.Формы- работа в парах, в малых группах, разноуровневые задания, творческие задания;- факультативы, кружки;- игры, конкурсы.
Урочная деятельностьпроблемно-развивающее обучение,проектно-исследовательская деятельность,игровые технологии (деловые игры и путешествия),информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность факультативы, предметные недели, театрализованные праздники, олимпиады и игры - конкурсы по предметам.
Система работы:выявление ребёнка в детском коллективе (анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.)согласование действий с родителями ученика, администрацией составление плана работы с одарённым ребёнком подводятся итоги работы, и в план работы вносятся соответствующие коррективы
Выбор форм и методов зависит от: вида одарённости; возраста ребёнка; социального статуса семьи ребёнка; уровня одарённости; активности самого ребёнка; профессиональной подготовки педагога;
Законченность и результативностьУченик Дудиев Марат занял 1-е место по школе и 4-е место в районе в международной игре-конкурсе «Кенгуру».Ученица Джиджоева Кристина заняла 1-ые места в школьных олимпиадах по математике и русскому языку .Ученица Хапсаева Зарина заняла 3 -е место в школьной олимпиаде по русскому языку.Прогнозирование
Главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача –формировать у ребёнка высокую мотивацию. Творческих успехов