Непрерывность и преемственность развивающего образования на этапе дошкольного и начального школьного обучения как условие успешности ребенка Юркова Елена Ивановназам.директора УВР начальной школы Адрес: 111674 г. Москваул. Лухмановская,26аТел\ факс (499)7970030e-mail: [email protected]
От того, как будет чувствовать себя ребёнок,поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,что он будет переживать,зависит весь его дальнейший путь к знаниям.В.А. Сухомлинский
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения: основное положениеОснованием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
Преемственность как одно из условий непрерывного образования определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образованиясвязь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач,содержания, методов, средств, форм организации).
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста - это гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Направления деятельностиПреемственность программ, методов, принципов, приемов
Целевая преемственность
Задачи Развитие коммуникативных способностейФормирование любознательности, познавательного интересаФормирование готовности к саморазвитиюРазвитие познавательно-речевых способностей Развитие творческого воображенияРазвитие самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного опыта детей; Формирование высокой мотивации через включение детей в регулярную учебную поисковую деятельность; Формирование познавательного интереса, развития способностей к рефлексии, самостоятельному критическому мышлению; Развитие эмоциональной сферы и творческого воображения
Преемственность методов и приемов образовательной деятельности По подходу к ребенку – личностно-ориентированная технология. Отношение педагогов и детей – это отношение сотрудничества, сотворчества, сопереживания, взаимного уважения. Два субъекта (взрослый, ребенок) действуют вместе, ни один из них не стоит над другим. По подходу к ребенку – личностно-ориентированная технология. Создает условия, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной, творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и ее саморазвитию.
Преемственность методов и приемов образовательной деятельностиПо способу организации деятельности – это совместная жизнедеятельность взрослых и детей в интегрированном занятии – игре «Путешествие в удивительное рядом» По способу организации деятельности – сотрудничество «учитель-ученики-ученики»; поисковая деятельность при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением
Преемственность методов и приемов образовательной деятельности.По преобладающему методу – доминируют активные, проблемно-поисковые, эвристические практические методыПо преобладающему методу – доминируют активные, проблемно-поисковые, эвристические практические методы
Преемственность методов и приемов образовательной деятельности.Методы стимулирования мотивации деятельности: воспитывающие ситуации; сюрпризный момент; воображаемые ситуации; поощрение, благодарность, доверие, похвала; упражнения.Вовлечение эмоций в познавательную деятельность
Преемственность методов и приемов образовательной деятельности.Метод повышения познавательной активности: проблемные ситуации, беседы с элементами дискуссии, метод вопросов проблемного характера, прогнозирование, экспериментирование, решение логических и практических задачПроблемные ситуации, исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, многоаспектные задания на уроках: на репродуктивном, логическом, проблемном, творческом. Главное – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов.
Направления преемственностиВоспитательная работа – приоритетное направление – духовно-нравственное и патриотическое воспитаниеПреемственность традиций интеграции с социумомСистема работы с родителямиОрганизация здоровьесбереженияПреемственность дополнительного образованияСистема сопровождения ребенка в детском саду и начальной школе. Мониторинг развития ребенка
Портрет выпускника
Современный национальный воспитательный идеалЭто высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Формы преемственных связей.1.Знакомство учителя с будущими учениками.2.Экскурсии дошкольников в школу.3.Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками. 4. «Дни выпускника».5.Совместное участие первоклассников и детей старшей подготовительной группы в праздниках, играх – соревнованиях, эстафетах.
Формы преемственных связей.6.Совместные трудовые десанты.7.Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга.8.Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов д/с и учителей начальной школы.9.Проведение занятий в старшей группе учителем начальной школы.10.Проведение родительских собраний учителем с родителями будущих первоклассников.
Знакомство учителя с будущими учениками
Совместные интегрированные уроки
Дни выпускника
Совместное участие в играх,праздниках, соревнованиях
Совместные трудовые десанты
Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга
Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы
Проведение занятий в старшей группе учителем начальной школы
Наше будущее