Образовательные системы начальной школы Система развивающего обучения Л.В. Занкова ©Журавлёва Л.А., ЗД по УВР МОУ СОШ №2 г.Пошехонье, 2010г.
Леонид Владимирович Занков (1901-1977) Выдающийся российский психолог, дефектолог, педагог, доктор педагогических наук, профессор, член АПН РСФСР и СССР, заслуженный деятель науки, награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Обязательный признак системы - целостность
Цель обучения: Оптимальное общее развитие каждого ребенка: целостное развитие ребенка - его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы при сохранении здоровья школьников
Основная идея системы Личностно ориентированный подход создает условия, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и ее саморазвитию
Дидактические принципы Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудностиВедущая роль теоретических знанийПринцип осознания процесса ученияБыстрый темп прохождения учебного материалаЦеленаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых
Целостность учебного процесса ПроцессуальностьМногогранностьВариантностьКоллизии
Особенности урока в системе Занкова Особая доверительная атмосфера обучения Организация коллективного поиска решения проблемыМеняется роль педагога – он лишь тактично помогает детям в поиске, направляя их на нужный путь, Ученикам дано право не соглашаться с мнением учителя и одноклассников, спорить, отстаивать и аргументировать свое мнение«Ошибка – находка учителя»Создаются условия для самостоятельного добывания детьми знаний
Структура урока Постановка проблемыКоллективный поиск решения«Открытие нового знания»Отработка навыка«Вариации» на тему изучаемой проблемы
Учебная деятельность Открытие нового знания через коллизию (проблемную ситуацию)Основные формы проведения урока – диалог, полилог, дискуссияИндивидуальные , групповые, фронтальные способы решения учебной задачиОрганизация на уроке поисковой, исследовательской деятельности при взаимодействии с учителем, классом
Содержание образования Строится с опорой на «три кита» Цель – общее развитие каждого ребенка Учет особенностей обучаемых Образовательные стандартыПредставлено УМКОтличается - интеграцией - богатством - объемом - изменением удельного веса между предметами
Структура содержания учебников В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:Первый этап – система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения – понятия, правила, действия Второй этап – сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебниках определениями, правилами, описаниями действий.Третий этап – применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления и во взаимосвязи с ранее изученным
УМК в системе Л.В.Занкова 1991-1993 гг. – издан полный комплект нового ( второго) поколения пробных учебников для трехлетней начальной школы1997-2000 гг. – вышел полный УМК стабильных учебников для общеобразовательной трехлетней начальной школы.2001-2004 гг. – Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ утвердил УМК по всем учебным предметам для 4-хлетней начальной школы.2004 г. – победителями конкурса по созданию учебников нового поколения стали УМК для 5-6 классов по русскому языку, математике, природоведению.
Уровни результативности системы Л.В. Занкова Уровень непосредственных наблюдений за участниками педагогического процесса без применения специальных методикУровень более глубокого, детального изучения результативности с применением специальных приемов, заданий
Оценка достижений обучающихся в системе Л.В.Занкова Осуществляется по 4 уровням, которые устанавливаются тремя способамиПодсчет количественных показателейОписание качественных показателей – критериев оценки, которые раскрывают структуру деятельности, ее содержаниеОписание использованной ребенком помощи со стороны учителя или класса (уровень самостоятельности): от стимулирующей и направляющей до конкретной, прямой
Значение системы развивающего обучения Л.В. Занкова 1993 г. – создание Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова (ФНМЦ)Система признана в России и за ее пределами (Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдова, США, Израиль, Австралия)Открыты центры ФНМЦ в регионахОчная переподготовка педагогов в МосквеИздание журнала «Практика образования»Издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров»
Готова ли система Л.В. Занкова к работе по стандартам второго поколения? «Система общего развития ребенка Л. В. Занкова вступила в XXI век подготовленной к вызову времени и требованиям образования»