Результативность образовательного процесса в системе дополнительного образования детей (итоги городского согласованного исследования) Ситник Лиана Робертовна, зав.сектором ГЦРДО, к.п.н.
Результат ? Результа-тивность ?
Темы исследований «Инновационная и исследовательская деятельность в УДОД».«Занятие как специфическая форма организации образовательного процесса в УДОД».«Результативность образовательного процесса в УДОД».
Аспекты проблемы результативности
Цель исследования: Изучение результативности образовательного процесса в УДОД как полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой системы.
Задачи: Определение современных научных подходов к изучению проблемы результативности образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.Выявление спектра мнений педагогов дополнительного образования, учащихся и родителей о результативности образовательного процесса в УДОД.
Задачи: 3. Определение критериев результативности образовательного процесса.4. Разработка полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой модели результативности образовательного процесса в соответствии со спецификой дополнительного образования.
Задачи: 5. Разработка, подбор и адаптация диагностических методик определения результативности образовательного процесса.6. Разработка методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования «Результативность образовательного процесса в УДОД».
Предмет и объект исследования: Предмет – особенности, параметры результативности образовательного процесса в УДОД и факторы влияния на результативность.Объект – образовательный процесс в УДОД.
Гипотеза исследования: Результативность образовательного процесса в УДОД является полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой системой, определяющей качественный уровень дополнительного образования.Результативность образовательного процесса обусловлена: - спецификой ДО, - компетентностью педагога ДО, - современными социальными реалиями (общество, семья, ребенок), - системой управления, ориентированной на результат.
Теоретические методы Анализ научной литературы по проблеме исследования;Проектирование и моделирование (разработка единого понятийного аппарата, разработка диагностической программы исследования и создание модели результативности образовательного процесса в УДОД).
Практические методы Анкетирование (педагогов, учащихся и родителей);Стандартизированные психологические тесты (Кетелла и Фидлера-Ясюковой);Информационные карты самооценки и экспертной оценки;Анализ полученных эмпирических данных.
Mетодики «Образовательные потребности» и «Карта интересов», тесты Фидлера и Кетелла,методика «Ценностные ориентации», карты самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося по освоению опыта теоретической информации и способов практической деятельности, приобретению опыта творчества.
Показатели результативности стабильность количественного и качественного состава учащихся;уровень освоения учащимися образовательной программы; результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях, выставках и т.д.) разного уровня;качество программно-методического обеспечения (образовательная программа, учебно-методический комплекс, обобщенный опыт работы, публикации, авторские методики и т.д.);результаты участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. разного уровня;включенность родителей в образовательный процесс (участие родителей в творческой жизни коллектива, работа родительского совета).
Структура согласованного исследования Инвариантная программа исследования.2. Вариативная программа исследования.
Инвариантная программа исследования Особенности: направлена на изучение общих проблем и тенденций выбранной темы;реализуется всеми участниками программы исследования (лаборатории педагогов-исследователей).
Вариативная программа исследования Особенности:направленная на дополнительное изучение, разработку и конкретизирование отдельных аспектов темы исследования педагогическими коллективами ряда учреждений;реализуется каждым учреждением, участвующим в исследовании с учетом своей специфики и традиций.
Трактовка понятия результат в словарях русского языка то, что достигнуто с завершением какого-нибудь действия или является следствием какого-либо состояния (Малый толковый словарь);показатель мастерства (Малый толковый словарь);конечный итог, завершающий собой что-нибудь (С.И.Ожегов. Словарь русского языка);следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
Походы к определению понятия результата в образовании Состояние системы в определенный момент в соответствии с поставленной цельюИтог деятельности педагога, или взаимодействия педагога и учащихся, или процессаИзменение состояний, свойств, личности ребенка, системы отношений, содержания образования и т.д.
Система дополнительного образования детей свобода выборавариативность личностно-ориентированный подход к ребенкуреализация коммуникативных потребностей на основе сотрудничества, сотворчества и общности интересоввозможность творческой самореализации и развития творческого потенциала учащихсякомфортная эмоционально-психологическая атмосферасамостоятельная выработка стандартов результативности (самостандартизация)
Результат образовательного процесса объективные изменения, проявляющиеся на уровнях: личности ребенка и педагога системы отношений «продуктов» педагогической деятельности и деятельности ребенка в образовательном процессе
Результат образовательного процесса в УДОД
РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ: Совокупный итог, объективное изменение ситуации в образовательном учреждении, в качествах и свойствах личности, в социальной среде, в динамике собственного развития, сопряженные с целью данной деятельности; это также степень удовлетворенности участников совместной деятельности (детей, родителей, сотрудников и т. д.)(Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. стр.226)
РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Итог целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка; деятельность, дающая промежуточный и конечный продукт, имеющий две грани – внешнюю (видимую) и внутреннюю (личностную). (Золотарева А.В. «Проблема оценивания и отслеживания результата деятельности учреждения дополнительного образования детей» в сб. Проблема результата и качества деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Материалы научно-практической конференции. - Ярославль, 1997)
Образовательный результат(результат для ребенка) Итог работы ребёнка в образовательном процессе, организованном педагогом, т.е. итог освоения ребёнком предлагаемого ему содержания образования (т.е. образовательной программы)(Ильина Т.В.. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях. Часть 1.-Ярославль.:ГУ ЦЦЮ, 2000.- 76с.11-12)
Результативность Степень соответствия полученных и ожидаемых результатов;Совокупность положительных результатов, получаемых в ходе процесса или после его завершения.
Практическое значение исследования: Различие понятий «результат» и «результативность»;Пакет из 18 диагностических методик в адрес педагогов;Методические рекомендации;Программа курсов повышения квалификации «Мониторинг результативности образовательного процесса в системе дополнительного образования детей».
Приглашаем к сотрудничеству! [email protected]@mail.ru