Формы организации учебного процесса Лекция 6
Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса
Выделяют следующие формы обучения:
Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия
А.В. Хуторской выделил следующие группы организации занятий
Различают по: - содержанию и способу проведения; - логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса; - цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся; - преобладающему компоненту урока; - дидактической цели Урок Ограничен во временных рамках, осуществляется взаимодействие учителя и учеников, направленное на решение комплексных задач благодаря использованию различных видов, методов и средств учебной работы
Исходя из дидактической цели
Плюсы - четкая организационная структура; - удобство управления деятельностью класса; - возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; - стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; - тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся; - эмоциональное влияние личности учителя на учащихся; - экономичность обучения, так как учитель работает одновременно с группой учащихся Минусы - ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных; - трудность учета индивидуальных особенностей учеников; - одинаковый темп и ритм работы; - ограниченное общение между учениками
Нестандартные уроки - уроки-«погружения»; - уроки-деловые игры; - уроки-пресс-конференции; - уроки соревнования; - театрализованные уроки; - уроки-конкурсы; - уроки-игры; - уроки-концерты; - уроки-«мозговые штурмы» и др.
Лекция - это последовательное монологическое, развернутое изложение объемного материала, раскрывающее систему идей в определенной области Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации
Семинар является активной формой организации обучения с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы. Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения по выполнению лабораторных, практических работ по заданию и под руководством педагога. Экзамен – форма обучения, организуемая с целью систематизации, выявления, контроля и оценки знаний обучающихся. Зачет – форма обучения, организуемая с целью проверки учебной ориентации в предмете, теоретических знаний и практических умений учебно-познавательной деятельности. Консультация – форма обучения, организуемая с целью оказания помощи обучающимся по усвоению программного материала.
Вспомогательные формы обучения Учебная дискуссия В ходе дискуссии обсуждаются поставленные проблемы, организуется поиск вариантов их решения с тщательной аргументацией своей позиции. Факультативные занятия по углубленному изучению базовых учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранных язык); - по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование). Конференция (учебная) В ходе проведения конференции обсуждаются проблемные вопросы, представляются результаты научно-исследовательской деятельности, творческие работы.