Речемыслительные процессы тема лекции
План лекционного занятия 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов (по Б.Ф. Ломову). 2. Речь как специфический психический процесс. 3. Проблема связи мышления и речи. 4. Фазы мыслительного процесса. 5. Формы речемыслительных процессов. 6. Аспект формирования и усвоения понятий. 7. Аспект решения проблем.
Речь как специфический психический процесс Традиционно проблему речи в психологии рассматривают в контексте таких проблем, как речь и мышление, речь и общение. Однако, несмотря на ее связь с другими психическими явлениями, речь может являться отдельным предметом рассмотрения в силу своей отличительной, специфической особенности: «...лишь речь в общем перечне психических процессов человека... выходит за пределы психики индивидуального субъекта и является процессом не индивидуально-психологическим, а социально-психологическим» (Веккер Л.М.).
Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов (по Б.Ф. Ломову). Б.Ф. Ломов считал, что любое психическое явление многомерно и имеет системное строение, включающее ряд уровней. Изучение этих уровней несет системный характер. Он выделил трехуровневую модель психических процессов: 1. Сенсорно-перцептивный уровень 2. Уровень представлений 1 и 2 уровни обеспечивают чувственное познание действительности (с помощью органов чувств). 3. Речемыслительный уровень – уровень вербально-логического понятийного мышления. Это рациональное познание действительности, которое предполагает разрыв узких рамок индивидуального опыта и включение его в общечеловеческий «багаж знаний». Отражение действительности осуществляется в форме понятия, знака – это может быть система математических или графических знаков, например, дорожные знаки, символика.
Проблема связи мышления и речи С.Л.Рубинштейн: «Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тождество». Мышление и речь включаются в единство одного процесса. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее формируем. Функции мышления – обобщение, познание, отражение. Функция речи – общение, коммуникация. Существует невербальные (наглядно-образные) компоненты мышления. Речь включает и эмоциональные компоненты. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия, мышление позволяет человеку познать то, что он не воспринимает непосредственно.
Фазы мыслительного процесса По С.Л.Рубинштейну: Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. От осознания проблемы мысль переходит к ее решению. Решение задачи совершается различными способами – в зависимости, прежде всего, от характера самой задачи. Решение задач требует по большей части привлечения в качестве теоретических посылок знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации. Решение некоторых, особенно сложных, задач совершается на основе гипотез. Осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. как предположения, порождает потребность в его проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе – к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается более или менее непосредственно в практику.
Формы речемыслительных процессов Речемыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: 1) формирование и усвоение понятий; 2) решение проблем.
Аспект формирования и усвоения понятий Понятия – важнейший инструмент обобщения. В них зафиксированы устойчивые свойства и признаки разнообразных предметов и явлений. Понятия образуют понятийную сеть (связь между собой). Понятийная сеть – «матрица» мышления. Суждение – мысль, высказывание, где что-либо утверждается или отрицается. Могут быть истинными или ложными. Умозаключение – образование нового суждения на основе нескольких предшествующих суждений.
Аспект решения проблем Решение проблем – в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти. В процессе решения проблемы выделяют обычно четыре основных этапа: 1. «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли. 2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов. 3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотезы и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). «Проверка гипотез» иногда выделяется в отдельный этап. 4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).