Сущность, структура и функции процесса обучения Лекция 5
Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Основные категории
Функции дидактики
Основные категории дидактики Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний. Учение – процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения и формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Принципы обучения
Признаки обучения
Движущая сила учения – борьба противоречий
Педагогическая технология
Традиционная (репродуктивная) технология обучения – технология ориентирована на передачу ЗУН
Технология развивающего обучения Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Технология поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина Этапы: - актуализация соответствующей мотивации; - осознание схемы ориентировочной основы деятельности (действия); - выполнение действия по внешней форме (модели, схемы и др.); - внешнеречевой с проговариванием вслух действий; - этап внутренней речи (про себя); - переход действия во внутренний план (интериоризация действия)
Технология проблемного обучения Организация под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Используются проблемные задания, учебные задачи
Технология модульного обучения
Технология коллективного взаимодействия Авторы: А.Г. Ривин, В.В. Архипова, В.К. Дьяченко Технология адаптивного обучения предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых Технология разноуровневого обучения Данная технология предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы