Содержание образования и структура непрерывного образования Лекция 4
Содержание образования Знаниево-ориентированный подход Понимается как педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся Личностно-ориентированный подход Учащиеся должны овладеть не только определенным учебным содержанием. У них должны быть сформированы ценностно значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбу общества, толерантное отношение к инакомыслящим и т.д.
Четыре компонента содержания образования Опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности) Опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве) Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций (отношение к окружающему миру, людям, самому себе, нормам морали, мировоззренческим идеям Опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки)
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы.
Принципы государственной образовательной политики
Образовательные учреждения
Органы управления
Управление образовательными системами - совокупность организационных, методических, кадровых, воспитательных, плановых, финансовых, снабженческих и др. мероприятий, обеспечивающих нормальное функционирование учреждений системы образования, дальнейшее их расширение и развитие - взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей
Управление образованием - сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяется организационная структура регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также организационные структуры управления самих образовательных учреждений; – взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей.
Педагогический менеджмент б) научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень – управление деятельностью педагогического коллектива а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими ситемами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития управление деятельностью учащихся
Методы управления