Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова «Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии».Л.С.Выготский Составитель: Марышева Елена Васильевна
Общее развитие ребёнка – становление базальных качеств личности – мышление, воля, эмоционально- чувственная сфера, нравственные представления.Мышление- познавательный процесс, с помощью которого происходит отражение, понимание логических, закономерных, причинно-следственных связей между свойствами предметов, между предметами и явлениями окружающей действительности.
Цель обучения в системе Л.В.Занкова – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья.Задача обучения – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
В психологии различается множество видов мышления:Словесно-логическоеНаглядно-образноеНаглядно-действенноеТеоретическоеПрактическоеЭмпирическоеАналитическоеРеалистическоеАутическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания)
Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.Процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и взрослого, неграмотного и учённого:Усмотрение противоречия («что-то не так, что-то не то), сопровождающее тревогой, отрицательным эмоциональным состоянием;Осознание проблемы и желание её разрешить (проблемная ситуация) в эмоциональном плане порождает интерес, мотивацию к решению;Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарование;Момент нахождения решения сопровождается яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом.
По-разному ли нужно развивать мышление у разных детей?Если этапы процесса мышления едины, то мышление будет развиваться на любом материале. Но задатки и способности у детей разные, причём мы можем о них и не догадываться, пока они не проявятся. Разнообразный материал поможет выявить эти способности.Опасно давать детям однотипные задачи – тем самым можно лишить их возможности проявить себя, узнать, что легче даётся, что больше нравится и, следовательно, какая область знаний является для ребёнка в будущем наиболее перспективной.
Задача учителя – создать условия для возникновения проблемнойситуации, в которой сам ребёнок захотел бымыслить.
Так в развивающем обучении, детей подводят к теме «Части речи», например, по такой методике. На доске записываются слова:стол красный побежалшапка большой упалслон круглый сломалпарта холодный нарисовалДети читают слова каждого столбца. Учитель предлагает задание: «Как вы думаете, дети, в какой столбик следует поместить слово «стул» – в левый, средний или правый? А слово «зелёный»? А слово «встал»?Вопросы вызывают у детей активную работу мысли – анализ слов, входящих в каждую группу, сравнение групп, «прикидка» нового слова – поочерёдное сопоставление с каждой группой, установление неких общих черт с одной из групп, отнесение слова к группе, и уже самостоятельный подбор слов к каждому столбику.
Для развития мышления можно широко использовать игры со словами:«Анаграммы» (придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: атлас-салат автор- товар – отвар)2. «Ступеньки» ( На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего: м –мы – мир – мыло –мишка – молоко – морковь – мандарин и т.д.
Загадки, ребусы, шарады, кроссворды – благодатный материал для развития мышления. Причём они работают и при разгадывании, и при составлении их детьми.Таким образом, найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании ребёнка. Ребёнку интересней мыслить, чем запоминать.Проблемные вопросы Почему? Как ты считаешь? Зачем? Из-за чего? Как сделать? направлены на развитие мышления.