Овладение технологиями формирования коммуникативных компетенций как средство повышения качества знаний младших школьников. Учитель начальных классов: Фогель С.С.МОБУ «Лицей №5»Оренбург- 2012г.
Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия.
Коммуникативная компетенция это:овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? Во – первых, она влияет на учебную успешность. Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Для формирования данной компетенции необходимо:овладеть технологией формирования коммуникативных компетенций;определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных этапах;применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов;в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции.
В структуре выделяются следующие компоненты – когнитивный, личностный, эмоциональный и поведенческий.Когнитивный компонент образует знания о ценностно – смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его.Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнёра, но и предвосхищать его. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.
Формы учебной коммуникации :Монологические формы: Выступать с заранее подготовленной речьюРассказыватьПересказыватьСпрашивать и задавать вопросыСообщатьОтвечать на вопросыКритиковатьДоказывать и опровергать Диалогические формы:Учебная беседа учителя и ученикаУчебная беседа в парах Учебная беседа в группахДискуссияОтветы на вопросыРолевая играБлиц – турнирЗащита проекта
На первом этапе учащиеся отрабатывают следующие умения:готовность учащихся участвовать в общении на урокеотвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответзадавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темойкомментировать вопросы и ответыделать сообщенияРассказывать логично и последовательно.
На втором этапе учащиеся отрабатывают следующие умения :простота и чёткость речевого высказыванияотработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человекуумение высказывать свою мысль образно, ярко и краткоумение использовать примеры, подтверждающие высказываниеумение использовать риторические вопросыумение вступать в контакт с партнёром и собеседникомумение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
На третьем этапе учащиеся отрабатывают следующие умения :умение вести беседу в паре, в группеумение поддерживать беседуумение вести конструктивный диалогумение построить дискуссию и вести еёумение участвовать в конференциях, играх и турнирах
С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков младших школьников были проведены: Наблюдения за детьми в повседневной жизни с целью выявления речевой активности, коммуникативных умений. Исследование речемыслительной деятельности учащихся. Диагностика развития коммуникативных умений через формы общения. Выработка и применение наиболее эффективных приемов развития речи.
Исследование речемыслительной деятельности учащихся в баллах:
Развитие коммуникативных умений по методике Г. Маррея «Общение детей младшего школьного возраста» учащихся 3 класса (в процентах).
Вывод: использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования познавательной и коммуникативной компетенций учащихся мною решаются. Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. «Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили.» (А. Энштейн)
Спасибо за внимание!