тема самообразования учителя начальных классов МОБУ «СОШ №3 им. А.С. Пушкина» Шиловской Софьи Николаевны
Организация сотрудничества на уроках математики в начальной школе программа «Школа XXI века»
Актуальность темы Первоклассникам трудно добровольно включиться в общую работу класса, у робких детей повышается уровень тревожности, у лидеров происходит искажение становления характера. Ребёнку необходимо дать возможность самоутвердиться, попробовать свои силы в учебных микроспорах без подавляющего внимания класса и авторитета учителя. Учить учиться – то есть передавать в руки ученика рефлексивные функции – сначала оценку и контроль, затем - целеполагание и планирование работы.
Цель самообразования Внедрить в практику обучения и воспитания младшего школьника разные формы организации учебного сотрудничества
Задачи самообразования Изменить привычный для первого класса авторитарный стиль руководства детским коллективомИзучить и включить в свою работу различные формы сотрудничества для развития познавательного интереса учащихсяНаучиться способам передачи детям рефлексивной функции, построения человеческого и делового взаимодействия между детьми.
Они такие разные… 25 характеровнастроений способностейжеланий увлеченийсимпатий
А научить надо всех одному - УЧИТЬСЯ вместе
Предполагаемый результатЧеловек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантливее и сам. И это относится как к детям, так и к самому учителю, давшему урок. Это становится возможным, когда многие и разные задания, загадки, проблемы, сменяя друг друга, позволяют детям проявлять свою находчивость, способности, умения.Поэтому, можно считать идеальным результатом урока открытие ума и таланта у всех участников учебного процесса, начиная от самого маленького или слабого ученика и заканчивая самим учителем.
Учебное сотрудничество –это такой способвзаимодействия, при котором учитель:Создаёт ситуации для перестройки сложившихся у детей способов действийОрганизует учебный материал таким образом, чтобы ребёнок мог обнаружить причину своей некомпетентности и мог указать её взросломуВступает во взаимодействие с учащимся по его инициативе для оказания помощи
Критерии внутренниеКритерий первый: умение ребёнка находить выход из проблемных ситуаций, продуктивно и экологично взаимодействуя с социумом Второй критерий: Сохранение здоровья детей Третий критерий:умение детей планировать свою деятельность и объективно оценивать результат Четвертый критерий: результативность деятельности, усвоение специальных предметных умений и навыков
Критерии внешниеКритерий первый: Чтобы самому учителю было интересно. Второй критерий:Перемещение учеников в пространстве Третий критерий: Работа в малых группах Четвертый критерий: Смена дел и заданий
Критерий первый: Чтобы самому учителю было интересно.Можно ли в поведении учителя на уроке заметить такие особенности, которые обнаруживают, что ему самому интересно — угадают ли, отгадают ли, найдут ли ученики решение, выход или направление, куда надо двигаться? Ответ может быть важен потому, что подобные особенности учительского поведения всегда провоцируют творческую, поисковую, познавательную активность детей. А это, в свою очередь, является основным условием урока хорошего, «развивающего», то есть подлинного
Второй критерий:Перемещение учеников в пространствеПеремещения учеников, смена на уроке их рабочих мест, объектов общения мешают учителю чувствовать себя главным, лишают его примитивно понимаемого центрального положения.
Третий критерий: Работа в малых группах Разбор учебного материала на уроке в малой группе дает возможность проявиться дружественности и терпимости детей и делает видимым процесс и результаты воспитательных усилий учителя. Если дети в классе спокойно и весело трудятся в компании с любым из соучеников, значит они защищены от заразы скандального пренебрежения или унижения, от завышенной самооценки, то есть скромны и дружелюбны. А это является показателем высокого качества работы учителя с классом.
Деление на команды, или объединение в малые группыЕсли педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно. Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев, считалок… и играми:Разрезанная открыткаЗаплаткиКолечкиВорота
Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция между детьми. Ученики находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела , которым занята малая группа (команда).
Четвертый критерий: Смена дел и заданий Смена дел — содержания и форм работы детей — открывает уровень компетенции каждого из них, что оставляет впечатление о талантливом, сообразительном и умном классе, в котором учителю хочется поработать. Достигается этот эффект не только отсутствием учительских разносов за тупость, нерадивость и бестолковость. Если ученики только лишь хорошо повторяют речь учителя и даже без ошибок отвечают на вопросы и произносят сложные правила, у учителя не будет улыбки, удивления, повода задуматься по существу предложенной ученикам загадки, он не разглядит в детях достойных и интересных собеседников.
Социо-игровой стиль обученияСтупени усложнения: I — слово II — трудное слово III — словосочетание IV — имя, отчество, фамилия (писателя, персонажа, ученого) V — неизвестная поговорка, считалка, определение VI — задание, которое нужно выполнить VII — формулировка правила из новой изучаемой темы.
Социо-игровой стиль обученияВолшебная палочка«Волшебная палочка» - ручка, карандаш, линейка и т. д. передаётся в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.
Социо-игровой стиль обученияИз пройденного текста учебника каждый ученик (или малая группа) выбирает предложение и с помощью одного слова из этого предложения загадывает его .Ученики — кто быстрее?- ищут его в тексте. Команда за две- три минуты сочиняет рассказ, в котором среди использованных слов было бы , к примеру, 10 слов, начинающихся с одной буквы. Для справки: буквы, часто встречающиеся в русском языке, расположены в центре клавиатуры компьютеров.
Социо-игровой стиль обучения СлухачиВыбирается водящий который затем выходит из помещения. Остальные играющие выбирают две строчки из какой-нибудь известной песни или одно из пройденных правил (например: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу»; или: « Слова с одной строчки на другую переносятся по слогам“). Каждое слово строчки распределяют по группам участников. Когда водящий возвращается, все одновременно начинают безостановочно произносить свои слова. Водящий -“слухач» ходит между компаниями, выуживая отдельные слова и складывая их в заданную строчку.
БУКАТОВ Вячеслав Михайлович— доктор педагогических наук, профессор Московского психолого-социального института. Разрабатывает социо-игровой стиль обучения. Исследователь психологии дидактических игр. Научный руководитель ряда экспериментальных площадок по исследовательскому проекту «Развитие вариативности технологий образования в образовательных учреждениях» Института профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Спасибо за внимание!
Благодарность______________за участие в конкурсе чтецов «Я люблю этот мир»Директор школы __ Филимонова С.А.Кл. руководитель __ Шиловская С.Н.