Профилактика профессиональной деформации педагогов Опыт работы психологической службы МОУ гимназия №2 г. Раменское Педагог- психолог Тимченко Е.В.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современной школы на новые образовательные стандарты обусловливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Многочисленные исследования позволили определить причины возникновения этого явления: Высокую эмоциональную включенность в деятельность(34%)Жесткие временные рамки деятельности(26%)Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния(23%)
Термин «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.Под «ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВЫГОРАНИЕМ» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из важнейших задач психологических служб образовательных учреждений, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого – педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Осуществление комплекса диагностических мероприятий.Важным этапом работы по профилактике является осуществление комплекса диагностических мероприятий, в котором выделены следующие составляющие: предварительная диагностика изучение личностных особенностей и психических состоянийполучение обратной связи по результатам диагностики Первоначальное ориентировочное выявление лиц с признаками нервно-психической неустойчивости может осуществляться с помощью следующих методик :личностный опросник FPI ,методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования ,модифицированная методика Т.П, Гавриловой «Незаконченные рассказы» (выявление уровня эмпатии). Методика К.Замфир в модификации А.А. Реана (оценка мотивации профессиональной деятельности),Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И. Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина.Подбор методик рекомендован В.М.Чернышовой , С. Ю. Лифановой (справочник педагога – психолога №4 2011 г.)
« ФЕНОМЕН СГОРАНИЯ» В системе работы психологической службы гимназии имеется опыт использования методического обеспечения для учителей и школьных психологов « ФЕНОМЕН СГОРАНИЯ», разработанного в «Генезисе» на основе теста «Определение уровня субьективного контроля» на основе шкалы локуса контроля Д. Роттера. Методическое пособие состоит из опросника и набора рекомендаций зависящих от степени «сгорания».Воспользоваться им можно сомостоятельно, без помощи психолога.
Фазы и симптомы стрессаРассматривая симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. Налицо все три фазы стресса.Нервное напряжение - отсюда неудовлетворенность, тревоги ,депрессии.Сопротивление-ограждение от неприятных впечатлений, экономия эмоций, выборочное выполнение профессиональных обязанностей.Истощение- эмоциональный дефицит, психосоматические нарушения.
Профилактика профессиональной деформацииОпределение краткосрочных и долгосрочных целей.Использование тайм-аутов(отдых от работы).Овладение умениями и навыками саморегуляции.Профессиональное развитие и самосовершенствование.Избегание ненужной конкуренции.Эмоциональное общение.Поддержка хорошей спортивной формы.