Организация проектной деятельности на уроках Учитель Чуб Алла Ахметовна
Пояснительная записка Использование в преподавании литературы проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика и работе в группе.
Задачи проектной деятельности развивать у учащихся исследовательские умения;повышать мотивацию к изучению предмета;содействовать развитию личности ученика, помочь ему в самоопределении.
Учебный проект Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата, это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка и литературы, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Виды проектов по структуреинформационный; ролевой; практико-ориентированный;творческий;исследовательский.
Виды проектов по продолжительностимини-проекты;краткосрочные; недельные;годичные.
Виды проектовКакие проекты (по структуре и продолжительности) будут создавать учащиеся? Сколько проектов?2 проекта с элементами исследования: один краткосрочный, второй – недельный
Какие произведения выбрать для исследования? Общая тема курса «Вечные темы и мотивы русской классики».Поэма Лермонтова «Демон».Роман Тургенева «Отцы и дети».
Учебный проект
«Погружение» в проектЧтение отрывков из поэмы Лермонтова «Демон».Обсуждение прочитанных отрывков поэмы.Темы для исследования: «Падший ангел»; «Он сеял зло без наслажденья»; «Мотивы любви в поэме»; «Добро и зло в поэме Лермонтова».
Формулировка проблемыЧитая поэму Лермонтова «Демон», задумываешься над проблемой вечного поединка света и тьмы.Меня заинтересовали вопросы:Как в образе Демона сочетается добро и зло?Что в этом герое от Бога, а что от Сатаны?
Формулировка проблемыПередо мной возникли вопросы:Почему Демон «печальный»?Какова причина изгнания Демона из рая?
Задачи работыпонаблюдать, как в Демоне сочетается дьявольское начало с божественным;определить, какие мотивы являются доминирующими в поэме Лермонтова; произвести статистический анализ ключевых мотивов в поэме.
Методы и способы решения задачпрактическая работа - составление картотеки; систематизация и анализ картотеки; составление таблиц, схем; использование Интернет-ресурсов.
Организация деятельности учащихся 1 группа: «Божественное» и «дьявольское» в лике Демона.2 группа:Мотив земной любви и холодной вечности (Тамара и Демон).3 группа:Добро и зло в поэме Лермонтова (1 часть)4 группа:Добро и зло в поэме Лермонтова (2 часть)
«Визитная карточка» проектаФамилия, имя автора;тема;проблемные вопросы;задачи работы;методы и способы решения задач;оформление результатов проекта;информационные ресурсы.
Составление картотеки Мотивное поле зла (Первая часть поэмы)Ничтожной властвуя землей, Он сеял зло без наслажденья…И зло наскучило ему…Изгнанник рая пролетал…В груди изгнанника бесплотной…Глядел с утеса мрачный дом…Темнило светлые черты…Но злая пуля осетина Его во мраке догнала!Нет, жребий смертного творенья…Порхнет во мраке веселей…Вслед за звуком умер звук…То не был ада дух ужасный, Порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!... Мотивное поле добра (Первая часть поэмы)Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим…Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья!Весь божий мир…Творенья бога своего…С тех пор как мир лишился рая…Темнило светлые черты…И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты…Забыть? – забвенья не дал бог…Арагвы светлой он счастливо…Под божьей тенью отдохнет…Небесный свет теперь ласкает…Он слышит райские напевы…Для гостя райской стороны…Хоры стройные светил…Ее божественный хранитель…То не был ада дух ужасный, Порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!...Поверь мне, ангел мой земной…И взор его с такой любовью, Так грустно на неё смотрел…
Картотека«Тех дней, когда в жилище света, блистал он, чистый херувим…»«И входит он, любить готовый, с душой открытой для добра…»«И вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты!»« Меня добру и небесам ты возвратить могла бы словом…» «Ничтожной властвуя землей, он сеял зло без наслажденья…»«И все, что пред собой он видел, он презирал и ненавидел…»
Статистический анализ(первая часть поэмы)ЗЛО:Зло 4 = 28,6%Изгнанник 2 = 14,3%Мрак 4 = 28,6%Темнота 1 = 7,1%Смерть 2 = 14,3%Ад 1 = 7,1%ДОБРО:Свет 8 = 40%Рай 4 = 20%Бог 7 = 35%Добро 1 = 5%
Статистический анализ(вторая часть поэмы) Во второй части поэмы зло преобладает над добром: цитат со словами “добро”,”Бог”,”свет”,”рай” оказалось 17 , а цитат со словами “зло”, “ад”, “сатана”, “мрак” – 24
Выводы(первая часть поэмы) В первой части поэмы Лермонтова «Демон» мотивов добра больше, чем мотивов зла. Демон у Лермонтова изображается не отвратительным сатаной, а падшим ангелом, в котором зло еще не успело вытеснить частичку добра; этим и объясняется то, что мотивов добра больше, чем мотивов зла.
Выводы(вторая часть поэмы) Таким образом, во второй части поэмы, в отличие от первой, зла больше, чем добра. Это, по-видимому, связано с тем, что в первой части счастливая Тамара готовится к свадьбе, а раскаявшийся Демон хочет вернуться к Добру. Во второй же части Демон, не сумевший совладать со своей сатанинской натурой, соблазняет Тамару своим “смертельным ядом” и окончательно теряет свое человеческое лицо, превращаясь в жестокого духа Ада.
ВыводыДемон тоскует по гармонии. Но мир изначально расколот: свет и мрак, небо и земля, твердь и вода, ангелы и демоны. Демон как бы существует на грани разных миров.Примирение с небесами не состоялось. Чистая любовь не осуществилась.В основе мироустройства лежит трагическая дисгармония.
«Он сеял зло без наслажденья…» (образ Демона в одноименной поэме Лермонтова; мотивы добра и зла). Комышан Анастасия,Мирзаева Наргиза,Новиков Андрей
Мотивы добра и зла впоэме Лермонтова “Демон”Учебный проект по литературеВыполнили ученики 10 классаФилоненко ВоваСалимов РоманЯмбулатов Роман
Модернизация образования Исследовательская деятельность является значимой составной частью в получении качественного образования учащихся.
А.Н.Колмогоров Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе.
Источники информации Intel «Обучение для будущего»: Учеб. пособие. -М.:Издательско-торговый дом «Русская Редакция»,2004. Соколова Ю.А.Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка //РЯШ.-2008.-№6.Презентации учащихся 10 класса.http://vrubel-lermontov.ru/lermontov-demon.php